Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами, однако данный платеж носил символический характер. Суммы era были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.
2009 г.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика водного налога
Сущность и назначение водного налога
Основные положения водного налога
Элементы налога на прибыль
Поступление водного налога в бюджет
Глава 2. Арбитражная практика по водному налогу
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Водный налог.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

     В настоящее время от платы за пользование  водными объектами освобождается  любой вид водопользования в  вышеуказанных целях, осуществляемый также лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

     Главой 25.2 НК РФ уточнена норма о непризнании  объектом налогообложения забора воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, вызывавшая множество споров при  заборе воды садоводческими и огородническими  объединениями граждан, поскольку  действующая редакция платы за пользование водными объектами не признает объектом налогообложения забор воды в вышеуказанных целях только в случае, если он осуществляется сельскохозяйственными предприятиями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для последующего централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.

     Глава 25.2 НК РФ устранила данное противоречие, и от обложения водным налогом  будет освобождаться забор воды любым водопользователем как  для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), так и для использования воды в нижеследующих целях:

     — полив садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;

     — водопой и обслуживание скота  и птицы, которые находятся в  собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

     В отличие от платы за пользование  водными объектами объектом обложения  водным налогом не будет признаваться не только забор воды из водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, но и использование акватории водных объектов в этих целях.

     Два вида водопользования, не признаваемые объектом платы за пользование водными  объектами, главой 25 НК РФ исключены: строительство (реконструкция) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья) и сброс дренажных, шахтных и карьерных вод, который в связи с отменой взимания водного налога при сбросе сточных вод заменен забором из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

     Главой 25.2 НК РФ добавлено три новых вида водопользования, не признаваемых объектом налогообложения:

     — забор морскими судами, судами внутреннего  и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения  работы технологического оборудования;

     — использование акватории водных объектов для плавания на судах, в  том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (указанные виды водопользования не лицензируются и, соответственно, не являются объектом платы за пользование водными объектами в настоящее время);

     — особое пользование водными объектами  для обеспечения нужд обороны  страны и безопасности государства (действие Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» на особое водопользование не распространяется).

     В соответствии с частью первой НК РФ налоговым периодом является период, по окончании которого налогоплательщик должен определить налоговую базу, исчислить сумму налога и уплатить ее в бюджет.

     Федеральный закон "О плате за пользование  водными объектами" именует такой  период отчетным и определяет два  типа этого периода: квартал и  месяц.

     Квартальный период по плате за пользование водными  объектами установлен для пользователей  акваториями водных объектов, для  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей; для остальных  плательщиков продолжительность налогового периода - месяц.

     Статьей 333.11 НК РФ с 1 января 2005 г. вводится единая для всех категорий налогоплательщиков продолжительность налогового периода - квартал, и исчисление налога производится за отдельно взятый квартал.

     1.3 Элементы налога на прибыль

     Налогоплательщики

     Перечень  плательщиков водного налога приведен в статье 333.8 НК РФ. Это организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  по законодательству Российской Федерации. Как видим, наряду с организациями  и индивидуальными предпринимателями  плательщиками водного налога станут и физические лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями6.

     Глава 25.2 Кодекса не связывает возникновение  обязанности по уплате водного налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование или с осуществлением деятельности (пользования водными  объектами), подлежащей лицензированию, как это предусматривается статьей 1 Закона № 71-ФЗ. Условием возникновения  такой обязанности будет факт осуществления специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для правильного толкования нормы главы 25.2 Кодекса необходимо обратиться к актам законодательства, регулирующего пользование водными объектами, и прежде всего к Водному кодексу.

     Под специальным водопользованием в  Водном кодексе понимается использование  гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. При этом указанная деятельность должна осуществляться только при наличии  лицензии на водопользование, за исключением  случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в  перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда (ст. 86 Водного кодекса). Так, перечень видов специального водопользования  в отношении поверхностных водных объектов утвержден приказом МПР  России от 23.10.98 № 232.

     Напомним, что на основании статьи 50 Водного  кодекса Правительство РФ постановлением от 03.04.97 № 383 утвердило Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся  в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов  водопользования, выдачи лицензий на водопользование  и распорядительной лицензии7. Пунктом 20 Правил предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляет МПР России и его территориальные органы. Однако согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282, полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий переданы указанному агентству.

     Особое  пользование водными объектами  может осуществляться только для  строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных  энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд. Это установлено статьей 87 Водного кодекса8. В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку по общему правилу (статьи 46 и 91 Водного кодекса) водные объекты предоставляются в пользование на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом, особое водопользование также осуществляется с соблюдением указанных требований.

     Необходимо  обратить внимание еще на одно условие  возникновения обязанности по уплате налога: и специальное, и особое водопользование  должно осуществляться строго по законодательству Российской Федерации — без его  нарушения.

     Статьей 2 Водного кодекса установлено, что  водное законодательство Российской Федерации  состоит из самого Водного кодекса  и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации.

     Пункт 46 Правил разрешает гражданам и  юридическим лицам осуществлять водопользование до оформления и  выдачи соответствующей лицензии. Но при условии, что такая деятельность ведется на основании действующих  нормативных актов и водопользователь включен в график лицензирования, устанавливаемый соответствующим  органом лицензирования. Из сказанного следует, что водное законодательство в данном случае допускает возможность  осуществления водопользования  на законных основаниях и без наличия  соответствующей лицензии. 

     Объекты налогообложения

     Перечень  объектов, облагаемых водным налогом, приведен в пункте 1 статьи 333.9 НК РФ. Таких объектов меньше, чем объектов, облагаемых в настоящее время  платой за пользование водными объектами.

     Итак, водным налогом облагаются следующие  виды водопользования:

     — забор воды из водных объектов;

     — использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

     — использование водных объектов без  забора воды для целей гидроэнергетики;

     — использование водных объектов для  целей лесосплава в плотах и кошелях.

     Таким образом, в главе 25.2 Кодекса в  качестве самостоятельного объекта  налогообложения выделено использование  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики. При этом ставки водного налога при использовании  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики по большинству  водных объектов значительно меньше, чем действующие в данный момент минимальные ставки платы, установленные  постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 № 826 в соответствии с Законом  № 71-ФЗ.

     В отличие от платы водный налог  не будет взиматься за пользование  водными объектами в целях  осуществления сброса сточных вод. Такое решение законодателя объясняется  стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, ведь за сброс  загрязняющих веществ в водные объекты  взимается плата за негативное воздействие  на окружающую среду.

     Закрытый  перечень видов водопользования (а  их 15), которые не признаются объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В отличие от Закона № 71-ФЗ глава 25.2 Кодекса не предоставляет  органам власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные налоговые льготы.

     При перечислении льготируемых видов водопользования  в главе 25.2 Кодекса законодателю удалось избежать некорректных формулировок, которыми грешит Закон № 71-ФЗ. В частности, речь идет о таком виде водопользования, как забор воды для сельскохозяйственных нужд и нужд садоводческих и огороднических объединений граждан9.

     Напомним, что Закон № 71-ФЗ освобождает  от платы за пользование водными  объектами не сами садоводческие  и огороднические товарищества, осуществляющие забор воды для полива соответствующих  земельных участков, а только сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства в части забора воды для централизованного водоснабжения  садоводов и огородников. Смысл  данной нормы трудноуловим. Кроме  того, этот закон освобождает от платы сельскохозяйственные предприятия  и крестьянские (фермерские) хозяйства  в части забора воды для водоснабжения  животноводческих ферм и животноводческих комплексов (включая птицефермы и  птицефабрики) только при централизованном характере водоснабжения.

     В подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 главы 25.2 НК РФ есть аналогичная норма. Но в  отличие от нормы Закона № 71-ФЗ она  сформулирована четко. Так, не будет  признаваться объектом налогообложения  забор воды из водных объектов для  орошения земель сельскохозяйственного  назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных  участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан. При этом, как следует из главы 25.2 Налогового кодекса, забор воды в указанных  целях не подлежит налогообложению  независимо от того, кто осуществляет соответствующее водопользование.

     Кроме того, не будет признаваться объектом налогообложения забор воды из подземных  водных объектов шахтно-рудничных и  коллекторно-дренажных вод; забор  воды морскими судами, судами внутреннего  и смешанного (река — море) плавания, воды из водных объектов для обеспечения  работы технологического оборудования. Не будет облагаться налогом использование  акватории водных объектов для плавания на судах, для рыбоводства и воспроизводства  водных биологических ресурсов, а  также упомянутое выше особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны страны и безопасности государства. Напомним, что до 1 января 2005 года эти виды водопользования  являются объектами налогообложения  по Закону № 71-ФЗ.

Информация о работе Водный налог