Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:46, реферат

Описание работы

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог относится к системе ресурсных платежей рентного характера. Этот платеж существовал еще в советское время, преследуя цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами, однако данный платеж носил символический характер. Суммы era были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражается этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов.
2009 г.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика водного налога
Сущность и назначение водного налога
Основные положения водного налога
Элементы налога на прибыль
Поступление водного налога в бюджет
Глава 2. Арбитражная практика по водному налогу
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Водный налог.docx

— 60.01 Кб (Скачать)

     Нужно обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 49 Водного кодекса сведения о водопотребителях, а также указания на способы и цели использования  водного объекта должны содержаться  в лицензии на водопользование.

     Налоговая база

     Порядок формирования налоговой базы по водному  налогу установлен в пункте 1 статьи 333.10 НК РФ. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база должна определяться отдельно в отношении каждого  водного объекта. Если же в отношении  водного объекта установлены  различные налоговые ставки, налоговая  база будет определяться применительно  к каждой налоговой ставке.

     В пункте 2 указанной статьи установлен конкретный порядок определения  налоговой базы при заборе воды. Например, объем воды, забранной  из водного объекта, рассчитывается на основании показаний водоизмерительных  приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. При  отсутствии водоизмерительных приборов — исходя из времени работы и  производительности технических средств. Если объем забранной воды невозможно определить и таким способом, следует  воспользоваться нормами водопотребления.

     Кроме того, предусмотрен алгоритм расчета  налоговой базы для исчисления налога при использовании акватории  водных объектов (п. 3 ст. 333.10 Кодекса). Площадь  предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора водопользования), а в случае отсутствия таких данных — по материалам соответствующей технической и  проектной документации. Сейчас в  подобной ситуации, как известно, применяется  алгоритм расчета налоговой базы, утвержденный в инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование  водными объектами».

     Налоговые ставки

     Налоговые ставки установлены в статье 333.12 Кодекса. Напомним, что Законом № 71-ФЗ предусмотрен достаточно сложный  и многоступенчатый порядок установления ставок соответствующей платы. Так, минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных этим законом, по бассейнам рек, озерам, морям  и экономическим районам утверждает Правительство РФ. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости  от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с  учетом местных условий водообеспечения  населения и хозяйственных объектов — законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

     Размеры ставок водного налога непосредственно  оговорены в главе 25.2 Налогового кодекса. Как и ставки платы за пользование водными объектами, они установлены в рублях за единицу  налоговой базы в зависимости  от вида водопользования и различаются  по экономическим районам, бассейнам  рек, озерам и морям.

     При заборе воды из водных объектов для  водоснабжения населения ставки составляют 70 руб. за 1000 куб. м воды для всех налогоплательщиков на территории страны.  Ставки водного налога несколько выше применяемых в 2007 году ставок платы за пользование водными объектами. Сказанное не относится к случаям использования водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

     В то же время налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики  и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в 2005 году будут уплачивать водный налог  с применением понижающего коэффициента. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 28.07.2004 № 83-ФЗ. К ставкам  налога, относящимся к забору воды из поверхностных водных объектов для  указанных технологических нужд в пределах установленных лимитов, названные налогоплательщики будут  применять коэффициент 0,85.

     Обратим внимание: глава 25.2 Налогового кодекса, в отличие от Закона № 71-ФЗ, не предусматривает  увеличение налоговых ставок при  осуществлении водопользования  без соответствующей лицензии.

     Ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 333.12 Кодекса, применяются в повышенном размере только при заборе воды сверх  установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования. В части  такого превышения ставки увеличиваются  пятикратно. Об этом гласит пункт 2 статьи 333.12.

     Налоговый период, порядок и  сроки уплаты налога и представления  налоговой декларации

     Налоговым периодом по водному налогу признается квартал независимо от вида водопользования  и категории налогоплательщика (ст. 333.11НК РФ).

     Напомним, что Закон № 71-ФЗ для различных  категорий плательщиков предусматривает  разные налоговые периоды. Для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий  и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, —  это квартал, для остальных налогоплательщиков — месяц10.

     Порядок и сроки уплаты налога установлены  в статье 333.14 Налогового кодекса. Так, водный налог уплачивается по местонахождению  объекта налогообложения (по месту  осуществления водопользования) в  срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября  и 20 января.

     Налогоплательщик  обязан представить налоговую декларацию по водному налогу в налоговый  орган по местонахождению объекта  налогообложения в срок, установленный  для уплаты налога (п. 333.15 НК РФ).

     Напомним, что Закон № 71-ФЗ обязывает налогоплательщика  представлять налоговую декларацию по плате в налоговый орган  по месту регистрации. В налоговый  орган по месту пользования водным объектом представляется копия налоговой  декларации.

     Что касается иностранных организаций  и иностранных физических лиц, то, как следует из пункта 2 статьи 333.15 Кодекса, они помимо представления  налоговой декларации по водному  налогу в налоговый орган по местонахождению  объекта налогообложения будут  подавать копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению  органа, выдавшего лицензию на водопользование. Копия должна быть представлена в  срок, установленный для уплаты налога.

     1.4. Поступление водного налога в бюджет

     Ежегодно  составляются прогнозные данные относительно доходной части федерального бюджета  в рамках Федерального Закона «О федеральном  бюджете» на каждый год. Согласно Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» в расчете поступлений водного налога не учтены дополнительные доходы федерального бюджета в связи с прекращением действия льготы по налогу. 4.11. Поступления в федеральный бюджет водного налога в 2009 году планируются в размере 26,8 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей, или на 22,6 %, больше законодательно утвержденного показателя на 2008 год. По сравнению с ожидаемым поступлением в 2005 году прогнозируется рост указанного налога на 2,1 млрд. рублей, или на 17,9 %. Анализ приложения № 2 к Пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» свидетельствует, что в расчетах не учтены дополнительные доходы федерального бюджета от прекращения действия налоговой льготы в виде понижающего коэффициента к ставке налога для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, в связи с чем доходы федерального бюджета от уплаты водного налога могут быть увеличены.

     А также согласно Заключению Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год», «поступления в доход федерального бюджета водного налога на 2009 год проектируются на уровне ожидаемых поступлений в 2008 году в размере 26,8 млрд. рублей, что на 0,1 млрд. рублей, или на 0,6 %, больше показателей, утвержденных на 2008 год».

     В 2008 году была введена в действие новая редакция Водного кодекса Российской Федерации, где установлено, что платность водопользования будет реализована введением платы за пользование водными объектами путем заключения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров водопользования, которыми будет устанавливаться указанная плата11.

     Федеральным законом от 3 июня 2008 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрен механизм, направленный на постепенное прекращение действующих в настоящее время правоотношений в сфере водопользования. Соответственно с 2008 года может начать снижаться количество плательщиков водного налога и, следовательно, сократится объем доходов от уплаты водного налога. Вместо доходов от уплаты водного налога должна поступать плата за пользование водными объектами. Однако проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год» поступления платы за пользование водными объектами не предусмотрены (п.4.9. Заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год»).

     Для оценки величины доходов федерального бюджета от поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами был проведен анализ динамики показателей, представленных в пояснительной записке к  законопроекту (без учета вывозных таможенных пошлин на экспортируемые природные ресурсы). 

                    Глава 2. Арбитражная  практика по водному  налогу

     Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2009 года по делу N А33-3552/2008-Ф02-30/2009

     Ситуация

       Суд признал недействительным решение ИФНС, которым общество привлечено к ответственности за неуплату платежей, связанных с пользованием водными объектами, поскольку пришел к выводу о недоказанности налоговой инспекцией факта пользования предприятием водными объектами и получения пользы для удовлетворения материальных и иных потребностей плательщика водного налога

     Суть  дела

     По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности предприятия по вопросам соблюдения налогового законодательства в том числе, правильности исчисления и своевременности уплаты платежей, связанных с пользованием водными объектами, налоговой инспекцией вынесено решение "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией была установлена, в частности, неуплата платежей, связанных с пользованием водными объектами, в результате занижения налогооблагаемой базы, в связи с чем начислены штрафы по статьям 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

        Не согласившись с названным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налоговой инспекции незаконным.    

     Позиция суда    

         Из оспариваемого ненормативного акта следует, что основанием для привлечения предприятия к налоговой ответственности в виде штрафа по статьям 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также начисления к уплате водного налога и пеней, послужили выводы налоговой инспекции о подтверждении факта пользования водными объектами, о чем, по мнению налоговой инспекции, свидетельствует наличие на балансе предприятия инженерных сооружений: мостов и дамбы. В соответствии со статьей 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Согласно статье 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьей 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются следующие виды пользования водными объектами:

          - забор воды из водных объектов;

      - использование акватории водных  объектов, за исключением лесосплава  в  плотах и кошелях;

       - использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

         - использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

     Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 года (в редакции от 23.12.2003) определено, что под использованием водных объектов понимается получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

     Согласно статье 86 Водного кодекса Российской Федерации специальным водопользованием является использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование. В силу статьи 46 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Информация о работе Водный налог