Вопросы по налогам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:36, тест

Описание работы

Ответы на основные вопросы

Работа содержит 1 файл

Тема 1 Основные положения теории налогообложения.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Итак:  

 В современной  налоговой  практике  обязательно  должен быть задействован регулирующий  потенциал  налога. Именно он формирует экономические стимулы и обеспечивает такое важнейшее условие, как общественная возвратность налогообложения.  

 Регулирующая  функция налога проявляется в  реальной налоговой сфере через  механизм налоговых льгот или  санкций, через формирование оптимальной налоговой структуры, в направлениях разработки норм «налогового права», в методах распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, в организационной схеме органов налогового контроля и т. д. В свою очередь, возвратность налогообложения на макроуровне должна обеспечиваться через производительную структуру государственных расходов.  Именно она дает толчок правильному кругообороту налоговых доходов, что и предполагает единство системы финансов.  

 Функции налога  как экономической категории и налога как практической его формы неразрывно взаимоувязаны. Соответственно их можно уравновесить. И это реально, так как одним налоговым формам присуща больше фискальная направленность (например акцизам, НДС), а другим — регулирующий характер (например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль). Поиск способов налогового равновесия и есть путь создания налоговых концепций,  а критерием их приближения к истине являются отчеты об исполнении бюджета, общие темпы экономического роста, уровень потребления и сбережений, развитие всех видов бизнеса, социальный климат. Само по себе функциональное предназначение налога объективно, но результат его использования в очень высокой степени зависит от уровня базиса и волеизъявления государства. Особенно это касается организации регулирующей функции.  В частности, при расчете ставок налога очень важно принять продуманное решение именно в тех случаях, когда объекты обложения числом более одного соотносятся друг с другом как сообщающиеся сосуды, а владеет ими один субъект. Например, налогообложение фонда заработной платы и прибыли. При низких ставках на первую часть дохода, сосредоточенную в руках собственника средств производства, и высоких — на вторую все большая часть дохода будет «перетекать» в показатели по зарплате и меньшая — в прибыль. В результате пропорции воспроизводства будут сильно деформированы.  

 В данной теме  мы рассматриваем функции налога  изолированно от его взаимодействия  с экономической политикой в  целом. В свою очередь, сознательно используемое и в нужное русло направляемое налоговое регулирование само по себе — только элемент общей системы государственного регулирования экономики, а последняя является итогом длительного развития рыночных отношений. В самых передовых государствах Запада регулирование экономики утвердилось в качестве системы, а не тенденции только в 50-е гг. ХХ в. Основная цель регулирования — общее экономическое равновесие. В зависимости от ближайших задач и стратегических прогнозов определяются общие приоритеты экономической политики — антициклическая, антидепрессивная, экономический рост и т. д. На их основе разрабатываются более конкретные программы — инвестиционные, кредитные, налоговые, валютные и прочих необходимых направлений. Практическая реализация этого сложнейшего механизма требует огромных средств, большого опыта ведения рыночного хозяйства, отработанных правовых норм и многого другого. Вне этой единой системы налоговое регулирование «не может исполнять “соло”, так как для него нет нот», невыясненными остаются объекты и направления регулирования. Налоги также не могут выполнять потенциально заложенную в них функцию природного регулятора в нестабильной экономической ситуации на фоне падения производства, скачков цен, бегства капитала, финансовых кризисов. Именно в такой ситуации гипертрофируется их фискальная функция. Об этом можно судить по данным о доле изымаемой выручки у предприятий, доходов у граждан, об объемах финансовых санкций, о соотношении плановых и фактических сумм исполнения бюджетов. К этому можно добавить анализ налоговых доходов и социальных выплат из бюджета и сумму расходов государства на содержание налоговых служб.  

Итак:  

 Эффективность  современных налоговых систем  не может быть достигнута без  хотя бы относительного равновесия  двух налоговых функций — фискальной и регулирующей. Вариантов может быть много, нельзя только делать налоговую систему исключительно фискальной. В этом случае она теряет свое смысловое значение и превращается в директивное, чисто фискальное изъятие финансовых ресурсов.  

Вопрос 4 Элементы налога  

 Объективность  налога как экономической категории  доказывается наличием в нем  семи основополагающих элементов.  Если они отсутствуют, это не  налог, а в лучшем случае  налоговая форма. Докапиталистическое  налогообложение как раз и характеризуется отсутствием или неразвитостью налоговых элементов. Учет элементов и их системное использование под силу только хорошо организованным налоговым службам (откуп и налоговые элементы — две несовместимые вещи). Без знания этих элементов невозможно ни понять, ни рассчитать налог.  

Итак:

Если рассуждать логически, первым элементом является, безусловно, объект налогообложения. Не случайно историю развития налогов  сопоставляют с историей развития объектов. Налог нового вида вводится только тогда, когда появляется новый объект. «Перерывы» между возникновением новых налогов могут длиться столетия. Например, огромен временнуй разрыв между появлением древних поземельных и подушных налогов, феодального подомового налога и капиталистического личного подоходного. В современный перечень объектов входят: имущество, доход, предмет, выручка, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и т. д. Наличие какого-либо наименования из этого перечня служит основанием для обложения налогом. Непосредственно объекты весьма многообразны (земельные участки, дома, транспортные средства, строения, городские квартиры — имущество; ценные бумаги, денежные средства — движимое имущество; заработная плата, прибыль, рента — доходы; предметы потребления — чай, соль, спирт и т. д.).

После выяснения  факта «объекта» необходимо определить лицо (физическое или юридическое), которое будет нести обязательства  по уплате налога. Это лицо и есть «субъект» всех вмененных ему  налогов. Субъект налогообложения  вступает в непосредственные правовые отношения с фиском (налоговыми органами) и несет всю полноту экономической ответственности. В данном случае им выполняется функция плательщика налога . При неудовлетворительном исполнении налоговых обязательств бремя штрафных санкций падет именно на официального плательщика.

Следующей функцией  субъекта  и соответственно новым  элементом является такое «невидимое»  понятие, как носитель налога . Только этот элемент определяет реальное конечное экономическое воздействие на доходы потребителя налогооблагаемой продукции, а при анализе открывает истинную величину налогового бремени. Функции  плательщика и носителя  могут совпадать в одном субъекте, а могут и не совпадать. Совпадают они, как правило, в прямом налогообложении (например, при уплате личного подоходного налога, налога на прибыль, поземельного налога и т. д.) и явно не совпадают в косвенном. Как известно, косвенное обложение по определению это и есть процесс разъединения функций первоначального плательщика и окончательного носителя.  Активным механизмом налогового переложения является цена товара, возрастающая в итоге для конечного потребителя на сумму всех промежуточных налогов. Таким образом, не вступая в юридические отношения с фиском, именно носитель налога становится его реальным субъектом.  В налоговой политике и практике учет этого элемента очень важен, так как уровни доходов  плательщика и носителя могут резко различаться.

Наличие у субъекта налогооблагаемого объекта есть определяющее основание для его  обложения, но пока еще мы не ответили на такой вопрос: из каких средств плательщик будет рассчитываться по этому объекту? Как мы уже видели, объекты многообразны. Если это какой-нибудь вид дохода или движимого имущества, то средства на уплату налога дает сам объект, а если объект — недвижимое имущество, владение которым связано только с большими расходами? Поэтому необходимо обозначить еще и такой элемент, как источник налога , которым может быть только доход налогоплательщика независимо от того, получает ли он его с этого объекта или с другого. Понимание и учет этого элемента особенно важны при введении реальных и косвенных  налогов, так как объект и доход в них не совпадают, а плательщиками часто бывают малоимущие слои населения.

Единица обложения  — это единица измерения объекта  налога. «Единицы» могут измеряться в разных величинах. Так, по подоходному налогу это будет рубль, по земельному — сотка, по акцизу — литр, тонна, пачка сигарет и т. д.

Когда известны субъект, объект и единица обложения, необходимо установить на последнюю размер налога,  или ставку налога . Ставки классифицируются на твердые  (в натуральном измерении) и адвалорные  (в процентах к стоимости). Адвалорные, в свою очередь, делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Разные виды ставок соответствуют разным соотношениям между высотой дохода и нормой изъятия. При применении пропорциональных ставок независимо от величины дохода взимается один и тот же процент, при прогрессии  величина процента увеличивается по мере роста дохода, при регрессии — уменьшается.

 «Заключительным  элементом в общем перечне  является оклад налога , т. е.  общая сумма налогового изъятия  с данного налогоплательщика.  Между ней и величиной изъятия  по откупу — дистанция огромного  размера. Взимание по откупу  было в основном произвольным, в то время как оклад — это строго определенная величина, рассчитанная по элементам. Математически она представляет собой произведение суммы единиц объекта («налоговой базы») на налоговую ставку, что точно соответствует всем основным положениям классической налоговой теории.

Вопрос 5 Основная налоговая  терминология  

 После перечисления  и краткой характеристики элементов  единичного  налога, вне которых  он не может функционировать,  следует разобраться с основной  налоговой терминологией, касающейся  налоговой практики. Реальные налоговые  проблемы возникают  в процессе  налогообложения  (разорение, недоимки, социальные конфликты, сложности изъятия и т. д.), который также, в свою очередь, состоит из элементов.  Но это уже не элементы, обозначающие абстрактное состояние сущности (например, как те, которые определяют сущность человека в его отличии от других особей животного мира), а элементы, формирующие систему целевых действий  (например, человеческого поведения):

Цивилизованное налогообложение  должно начинаться с  «налогового  права»  как взаимообусловленного комплекса законов, механизмов их реализации, а также функционального разграничения прав и обязанностей законодательной и исполнительной власти.

Зрелые налоговые  отношения своей отличительной  особенностью предполагают наличие  не отдельных видов налогов (как  это было в СССР), а целостных налоговых систем . Налоговую систему можно определить как совокупность всех видов налогов и способов управления ими. Только в системе отдельные налоги объединены единой классификацией, принципами построения и методами управления.

Налоговый механизм  опосредует всю совокупность налоговых отношений. Он может быть представлен как налоговая техника. Через налоговый механизм определяются: видовой состав налогов (на доходы, имущество, потребление), структура налогообложения, механизм принятия решений по всему кругу налоговых проблем, налоговое законотворчество, налоговые нормы.

При разработке налоговых  законов, конструировании налоговых  систем и выборе налоговых механизмов государство должно ориентироваться  на стратегию экономических приоритетов, что и формирует налоговую политику .

 Следующая группа  налоговых терминов относится  к дополнительным характеристикам   налога и к обслуживанию налогового  процесса.  
 

Дополнительные характеристики налога:

Налоговый период —  время, определяющее период исчисления налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (помесячно, ежедекадно, ежеквартально, один раз в год).

Налоговая квота  — доля оклада налога в доходе (источнике  налога), характеризует тяжесть налогового бремени.

Налоговый иммунитет  —  законное полное освобождение крупных социальных групп или отдельных категорий лиц от обязанности платить налоги. Термин скорее исторический, чем современный. В феодальном обществе иммунитет по отношению к налогам имели королевская фамилия, дворянство, духовенство, т. е. самые крупные земельные собственники.

Налоговая льгота —  снижение размера налогообложения. Могут применяться следующие  льготы: снижение налоговой ставки, уменьшение размера налогооблагаемого  объекта, налоговый иммунитет, налоговый  кредит, ускоренная амортизация и др.

Необлагаемый минимум  — сумма дохода, не подлежащая обложению. Должен вычитаться из всех последующих  доходов. Граница должна соответствовать  научно посчитанному уровню прожиточного минимума с учетом коэффициента инфляции. Имеет место в основном в подоходном обложении.

Экономическая граница  налогообложения — пограничная  норма объективно допустимого суммарного изъятия дохода налогоплательщика  или налогоплательщиков, превышение которой грозит нарушением условий  воспроизводства.

Уровень налогообложения — аналитический показатель, отражающий долю налогов в ВВП.

 Есть еще много  терминов, связанных с техникой  налогообложения, — налоговая  декларация, налоговое обязательство,  налоговые каникулы, налоговый кадастр  и т. д.  

Вопрос 6 Классификация налогов на прямые и косвенные  

 Значительное  место в теории налогов занимают  вопросы их классификации , т.  е. системной группировки по  различным признакам. В налоговой  практике существует многообразие  налоговых классификаций, т. е.  группировок в зависимости от целей анализа (рис. 1.1). Обилие классификаций в данном случае — признак не дискуссионности темы, а сложности и многогранности налоговых отношений, для оценки которых не существует единого критерия. Цель предлагаемого учебного пособия — помочь студентам глубже вникнуть в сущность налога как экономической категории и объективно оценить истинное налоговое бремя различных по характеру налогов. Эта сторона налогообложения лучше всего раскрывается в классификации, предполагающей разделение налогов на прямые и косвенные . Последняя также необходима для практических расчетов и для анализа воздействия налоговых платежей на экономику на макроуровне.  

Информация о работе Вопросы по налогам