Возникновение и развитие налоговой системы в дореволюционной Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является рассмотрение истории налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение налогообложения в дореволюционной России…………….6
1.1. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)…………..….….6
1.2. Налоговая реформа Петра I……………………………………………..….10
1.3. Налоги в дореволюционный период (ХVII – ХIХ вв.)……………....……15
2. Налоговое законодательство XVIII – ХIХ вв………………………………..21
2.1. Регулирование малого бизнеса в дореволюционной России………….....21
2.2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в дореволюционной России……………………………………………….…..…..25
3. Налоги и налоговая система в современной России………………………..33
3.1. Противоречия действующей налоговой системы России………………..33
3.2. Пути реформирования налоговой системы………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемых источников……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по налогам.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

       Так, в ст. 598 гл. 4 Уложения регламентируется: "Если владелец горнаго завода, в данныя ему от правительства  шнуровыя книги для записки  добываемых или выплавливаемых им металлов, запишет меньше, нежели их действительно добыто, или выплавлено, с намерением утаить остальное, или допустить также с умыслом, в ведении книг какой-либо иной подлог, то он за сие приговаривается...". Ответственность наступала только в том случае, если был нанесен ущерб казне государства в виде неуплаченных податей. И предусмотрена она была как в отношении владельца завода, если деяние было совершено им самим либо с его ведома, так и в отношении "других служителей завода", которые совершали преступления без ведома владельца завода. Существовал еще один вид ответственности по этой статье Уложения: "... а завод, на котором обнаружено сие злоупотребление, подвергается...". Таким образом, можно говорить о существовавшем в то время институте уголовной ответственности юридических лиц, причем в качестве наказания предусматривался "платеж в пользу казны двойной со всех обработанных на заводе металлов и других минералов подати" в течение периода, в котором было совершено преступление.

       Также предусматривались наказания за незаконную добычу, провоз, сокрытие металлов и даже за недонесение об этих фактах. Ответственность за подобного рода преступления предусматривалась и в других главах раздела VII Уложения. В качестве наказаний предусматривалось либо взыскание с виновного подати или акциза, в несколько раз превышающих утаенную сумму этого акциза или подати (ст. ст. 623 - 625, 670, 674), либо заключение в смирительный дом на непродолжительные сроки (ст. 623), либо денежное взыскание в различных суммах (ст. 668).

       Становление налоговой системы  дореволюционной России происходило  на протяжении последних лет  XIX столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурального крепостного хозяйства к денежному сделали неизбежным широкое развитие налогов и податей как средств пополнения государственной казны. В течение 1881 - 1885 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. После реформы основные суммы государственных доходов поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли почти половину всего государственного бюджета. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследство и др.) были собраны в 1886 г. в сумме более 148 млн. руб., что составляло лишь 7% всего бюджета.

       Основная масса налогов выплачивалась  населением в виде косвенных  налогов, и лишь небольшая доля  бюджетных поступлений приходилась на налоги с недвижимости и с торгово-промышленных капиталов. Современники характеризовали действовавшую в то время в России налоговую систему как одну из самых несовершенных в Европе.

       Долгое время поступление податей  в Российской империи контролировали  Казенная палата и ее губернские управления, учрежденные еще в 1775 г. Однако податная деятельность этого ведомства в основном ограничивалась учетом налогов, поступающих с мест, и носила исключительно канцелярский характер. Податного аппарата как такового не было, и сбором налогов приходилось заниматься полиции. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

       Несправедливость действовавшей  налоговой системы, изымающей  более половины дохода крестьян, вызывала острое противодействие  со стороны сельского населения,  которое проявлялось в массовом отказе от уплаты налогов. Уклонение крестьян от отбывания денежных повинностей замечалось в различных губерниях. В этих случаях согласно циркулярам Министерства внутренних дел и Министерства финансов чины податного надзора были обязаны требовать от крестьян уплаты сборов, обращаясь в случае надобности за содействием к местным властям. Губернаторам предоставлялось право откомандировывать чинов полиции в помощь лицам податного надзора, а при открытом сопротивлении - вызывать воинские части.

       Продолжением кодификационной работы  уголовного законодательства в  России стало издание в 1885 г.  новой редакции Уложения о  наказаниях уголовных и исправительных. В нем число статей было  сокращено на четверть, ряд статей  уточнен, внесены новые составы преступлений. В разделе VII "О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны" произошли некоторые изменения, связанные с незначительным ужесточением наказаний за уклонение от уплаты податей.

       Финансовое положение России  перед началом Первой мировой войны было устойчивым. Наиболее крупная статья пополнения государственного бюджета - поступления от казенной винной монополии (935,8 млн. руб.). Налоги от казенного имущества и капиталов приносили 805 млн. руб. (в том числе лесной налог). Налоги планировались по трем подразделениям: прямые - 264,5 млн. руб., косвенные - 710 млн. и пошлина - 230 млн. Промысловый налог давал 145,8 млн. руб. Поземельный налог, имущественный и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб. Косвенные налоги составляли: 351,9 млн. - таможенные сборы, 150 млн. - акциз на сахар, 98,4 млн. - акциз на табачные изделия и спички (данные на 1905 г.).

       В 1903 г. император утвердил  проект нового Уголовного уложения, но в действие были введены  только главы о преступлениях государственных и против православной веры, наряду с которыми продолжали действовать нормы Уложения 1845 г. в редакции 1885 г.

       В связи с появлением нового  налога (промыслового) и способов  уклонения от его уплаты, связанных  с "искусными бухгалтерскими махинациями", в гл. XVI "О нарушении постановлений о надзоре за промыслами и торговлей" Уголовного уложения 1903 г. были введены ст. ст. 327 и 328, предусматривающие ответственность за подобного рода деяния. Эти статьи напоминают статьи действующего уголовного законодательства, регулирующего ответственность за уклонение от уплаты налогов.

       Статья 327 Уложения устанавливала  уголовное наказание в виде "ареста  на срок не свыше трех месяцев  или взыскания денежной пени  не свыше трехсот рублей" за "помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога или освобождению от него заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых или промышленных предприятий", а ст. 328 - наказание в виде "заключения в тюрьму на срок не свыше шести месяцев и, сверх того, денежным взысканием не свыше одной тысячи рублей" за "помещение в отчетах и балансах предприятий, обязанных публичною отчетностью или приравненных к сим последним, или в дополнительных сообщениях, или разъяснениях по сим отчетам заведомо ложных сведений, клонящихся к уменьшению промыслового налога, или освобождению от него, совершенное членами правлений, ответственными агентами иностранных обществ, бухгалтерами и вообще лицами, подписавшими или скрепившими неверные отчеты, баланс или дополнительные к ним сведения или разъяснения". Правила исчисления, ведения учета и уплаты промыслового налога устанавливались Уставом о прямых налогах 1903 г.

       Итак, краткий анализ эволюции  законодательства об уголовной ответственности за налоговые преступления России показывает, что эта ответственность существовала всегда, начиная с образования Киевской Руси. Уголовное законодательство в данной сфере всегда "устремлялось в погоню" за изменениями налоговой системы страны и нередко значительно отставало от ее развития. Как только изменялась налоговая система, так сразу же появлялись новые способы и формы уклонения от уплаты налогов, а законодатель стремился устранить "пробелы" в уголовном законодательстве. Однако при этом не всегда и не все получалось.

       Нельзя однозначно сказать, что  история уголовной ответственности  за уклонение от уплаты налогов  идет по пути ее либерализации.  Так, в различные периоды эта  ответственность варьировалась  от штрафных санкций до каторжных  работ, лишения свободы на продолжительные сроки и конфискации имущества.

       Исходя из результатов исторического  развития России можно проследить  некоторую логическую цепочку.  При улучшении благополучия общества  снижается налоговое бремя со  стороны государства и становится более либеральным уровень ответственности за уклонение от уплаты налогов, а при снижении благополучия общества увеличивается налоговый "пресс" и ужесточается ответственность.

       
 
 
 
 
 
 

     3. Налоги и налоговая система в современной России.

     3.1. Противоречия действующей налоговой системы России. 

       Нынешние налоги в своей основе  формировались в условиях экономического  кризиса, что не могло не  отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным  является крен в сторону выполнения  фискальной функции налогов. Это не удивительно, т.к. в условиях бюджетного дефицита, падения объемов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

       Во многом действующая налоговая  система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжелым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян.

       К серьезным недостаткам налогового  режима, ухудшающим инвестиционный  климат в России, следует отнести  его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

       Таким образом, к существующей  налоговой системе в настоящее  время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и качеству налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию.  

     3.2.  Пути реформирования налоговой системы. 

       Ключевым звеном формирования  рыночной экономики, достижения  экономического роста, обеспечения  цивилизованного уровня жизни  российских граждан является  создание эффективно работающей  налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы четко сформулированы цели и задачи ее развития, обоснована налоговая политика.

       На стадии становления налоговой  системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Идут разговоры о корректировке курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии четко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определенном этапе развития общества. Только при совместимости налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна ее относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.

       Важным фактором повышения собираемости  налогов должно стать урегулирование  проблемы просроченной задолженности  путем ее реструктуризации.

       На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в дореволюционной Росии