Возникновение и развитие налоговой системы в дореволюционной Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является рассмотрение истории налогообложения России, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать тесное переплетение социальных, военных, религиозных и политических факторов, симптоматичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Возникновение налогообложения в дореволюционной России…………….6
1.1. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)…………..….….6
1.2. Налоговая реформа Петра I……………………………………………..….10
1.3. Налоги в дореволюционный период (ХVII – ХIХ вв.)……………....……15
2. Налоговое законодательство XVIII – ХIХ вв………………………………..21
2.1. Регулирование малого бизнеса в дореволюционной России………….....21
2.2. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов в дореволюционной России……………………………………………….…..…..25
3. Налоги и налоговая система в современной России………………………..33
3.1. Противоречия действующей налоговой системы России………………..33
3.2. Пути реформирования налоговой системы………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемых источников……………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по налогам.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Одним из интересных налогов был налог  на бороды (от налога были освобождено  духовенство и крестьянство). В 1705 году с лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. с бороды.

     Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, которые взымались крайне неравномерно и имели характер окладных налогов.

     Петр I разделяет все торговое и ремесленное  сословие на купеческие гильдии и  ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, но при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором, фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.

     В 1719 г. Была введена горная подать, которая  уплачивалась натурой в размере  десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов  осуществлялось в России еще в XVII веке.

     Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр.

     При Петре I широкое распространение  получает государственная монополия  на крепкие спиртные напитки и  табак. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

     Важным  нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин).

     В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая  представляла собой сбор, взимавшийся  государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

     В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую  направленность. Таможенный тариф жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

     Таким образом, увеличение косвенных налогов  увеличило и поступления в  казну.

       Петр I решился на реформу прямых  налогов, то есть отменил подворную  подать и заменил ее подушной. Эта реформа была проведена главным образом для упрочнения государственных финансов. Таким образом, налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола. Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г.

     Первая  ревизия населения окончилась лишь в 1722г., поэтому данные «сказок» к  моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения  из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн. Цифра в пять миллионов человек вызвала подозрение Петра. Все владельцы крестьян мигом поняли, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок», поэтому списки составлялись с искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков, одним словом, пытались уйти от выплаты налогов.

     Всвязи  с этим Петр решил провести ревизию  на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие  современных выездных налоговых  проверок.

     Налоговая повинность стала самым мощным орудием контроля государства над населением и именно в это время начинается закрепощение крестьян.

     Существенные  изменения в системе сбора  налогов начинают происходить с  изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.

     В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты финансовых коллегий. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия.

     Так как что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии, для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в условиях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с гражданскими округами.

     Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), а также отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений. В 1726 г. была присоединена к Камер-коллегии.

     Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и  таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления.

     Первым  шагом создания системы местного самоуправления в России можно считать  Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управлять своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них также был возложен ряд полицейских обязанностей.

     В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство и контроль за деятельностью фискалов.

     В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный  бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.

     1. 3. Налоги в дореволюционный период (ХVIII – ХIХ вв.) 

     В России при преемниках Петра I финансы  начали приходить в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различия между казенными  и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботиться еще со времен Анны Иоанновны (1693—1740).

     Екатериной II (1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки. Более одной трети государственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная подать целиком в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам "по совести". Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который ввел Петр 1. По Указу от 3 мая 1783 г. "подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете". Такой счет не должен стеснять плательщиков "в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей". Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.— 24 721 тыс. руб. или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функции подвергались изменениям. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей портомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки. В начале прошлого века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований — "план финансов", связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М.Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются в следующем. Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:

  • по ведомствам;
  • по степени нужды в них — необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные — кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные — кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные — кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
  • по пространству — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
  • по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
  • по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки.

     Через несколько лет после "плана  финансов" появился в России первый крупный труд в области налогообложения: "Опыт теории налогов" Николая  Тургенева (1818 г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Все богатства народные, — считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно:

  • из дохода от земли,
  • из дохода от капиталов,
  • из дохода от работы.

     Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а  не с самого капитала; дабы источники  доходов государственных не истощались. Этот постулат Н. Тургенев считает общим  правилом при взимании налогов, которое должно дополнить основополагающие принципы А. Смита. Говоря о сознании народного богатства, автор подчеркивает, что "выгоды владельцев земли всегда тесно соединены с выгодами всего государства; почему Правительства при введении перемен, касающихся до благосостояния всего народа, должны более всего сообразовываться с выгодами помещиков и земледельцев". Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики, для конца XX столетия. Он пишет: "От недостатка предварительного исследования выбор налогов бывает часто невыгоден для Правительства. Желая наложить подать на одного, Правительство налагает оную на самом деле на другого. Желая введением подати ограничить прибыль купца, оно вместо того только заставляет потребителя платить за покупаемые товары дороже, выигрыш же купца не уменьшается. Иногда Правительство, налагая большие подати на предметы роскоши, думает, что сии подати не причинят вреда никому кроме богатых и роскошных людей, но сии богатые люди без труда, отказываются от потребления таких предметов, те же, кои занимались перерабатыванием и продажею оных, вследствие уничтоженного требования, должны оставлять свои занятия, приниматься за другие или приходить в разорение". Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода издерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов. "Но сего никогда не бывает", — добавляет автор. Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен); регалии; собственно налоги в их современной трактовке. Во второй половине 19 века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк - плата крестьян за пользование землей. С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возникновение и развитие налоговой системы в дореволюционной Росии