Встречная налоговая проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора),

Работа содержит 1 файл

ВСТРЕЧНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

3. Истребованные  документы и материалы встречных  проверок направляются в налоговый  орган, составивший запрос.

4. Производится сопоставление  истребованных документов и материалов  проверок с документами и отчетностью  проверяемой организации, что  позволяет дать заключение о  степени достоверности данных, представленных  проверяемым налогоплательщиком.

5. Выявленные нарушения  установленного порядка исчисления  и уплаты налогов и сборов  отражаются в акте камеральной  или выездной налоговой проверки.

В завершение несколько  слов о порядке отражения результатов  встречной проверки в акте выездной налоговой проверки. Этот порядок установлен инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60. Документ утвержден приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Согласно пункту 1.10.2 данной инструкции вводная часть  акта выездной налоговой проверки должна содержать, в частности, сведения:

  • встречных налоговых проверках;
  • производстве выемки документов и предметов;
  • проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;
  • об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.

Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения). Об этом сказано  в пункте 1.12 инструкции. 

 

В.И.Янаев,  
начальник отдела контрольной работы 
УМНС России по Республике Марий Эл

Встречные налоговые проверки26.04.2005 08:34

Как показывает практика работы кредитных  организаций, встречные  налоговые проверки в них проводятся достаточно часто. Причина  этого понятна - кроме  собственных хозяйственных  контрагентов, банки  имеют много клиентов. Если в какой-либо организации проводится налоговая проверка, то встречная проверка информации об этой компании может быть проведена и в обслуживающем ее банке. // О.В. Данильчук, независимый эксперт. Методический журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", № 4/2005 // О.В. Данильчук, Независимый эксперт

Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и  встречные проверки. Такого рода проверки проводятся согласно ст. 87 НК РФ, где указано, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".

Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки контрагента возникла необходимость в получении дополнительной информации проверяемого налогоплательщика в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью.

Такая необходимость  может возникнуть в случаях:  
1) если имеется информация об уклонении проверяемой организации от налогообложения путем применения специальных налоговых схем, равно как и в случае, если ранее двумя контрагентами применялись схемы уклонения от налогообложения;  
2) если подлинность предоставленных налогоплательщиком документов для проверки вызывает сомнение или
данные в них недостоверны;  
3) если налоговый орган подозревает фиктивность сделки или подобные фиктивные сделки имели место ранее;  
4) если есть подозрения, что проверяемая организация не оприходует товарно-материальные ценности, выручку и
денежные средства не отражаются на счетах организаций;  
5) в иных случаях.

На практике достаточно часто налоговые органы стараются провести встречные проверки у контрагентов в случаях отклонения от обычных и стандартных операций. Например:  
а) при проведении взаимозачетов;  
б) уступок и переуступок прав требований по обязательствам;  
в) бартерных операций;  
г) при безвозмездно оказанных услугах;  
д) при возмещении и зачете налога на добавленную
стоимость.

Встречная проверка так же, как обычная, может быть либо камеральной, либо выездной.

В первом случае налоговый орган может просто направить в банк письменный запрос, в котором перечислит все документы, касающиеся операций с конкретным контрагентом. Во втором случае налоговый инспектор может лично посетить банк. При выездной встречной проверке проверяющий налоговый инспектор может либо самостоятельно прийти к контрагенту (так поступают, когда необходима оперативность), либо запросить налоговую инспекцию, где контрагент состоит на налоговом учете, провести встречную проверку.

Налогоплательщик  имеет право отказать в проведении проверки у себя на территории. Для  этого достаточно часто бывает возможным  сослаться на отсутствие места для проведения встречной проверки по месту нахождения налогоплательщика. На практике налоговая служба рекомендует согласовать с проверяемым по встречной проверке контрагентом проверку по месту осуществления деятельности последнего.

Как бы то ни было, налоговый инспектор обязан перед началом встречной проверки (выездной и камеральной) предоставить мотивированное требование о предоставлении документов. Это требование должно содержать:  
- полное наименование организации,
ИНН/КПП;  
- обоснование направления требования (указывается ст. 87 НК
РФ) и вид налоговой проверки, при проведении которой возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика;  
- полное наименование организации,
ИНН/КПП, в связи с проведением налоговой проверки которой возникла необходимость дополнительной информации;  
- срок предоставления требуемых документов (обычно 5 дней с момента получения требования);  
- перечень требуемых документов;  
- указание на предоставление требуемых документов в виде заверенных должным образом копий;  
- указание на предусмотренную НК
РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за непредставление документов.

Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем).

Стоит отметить еще раз, что документы должны быть представлены в срок 5 дней с  момента получения требования. Срок начинает течь либо с момента вручения требования под расписку руководителю проверяемой по встречной проверке организации, либо с момента вручения уведомления по заказному письму, которым было направлено требование. Так или иначе, но под сроком 5 дней подразумеваются 5 рабочих дней, что, впрочем, лучше уточнить непосредственно у сотрудника налоговой инспекции, проводящего встречную проверку.

Часто бывает так, что организация в силу различных причин не имеет возможности собрать запрашиваемые документы в течение указанного срока. В таком случае необходимо письменно уведомить налоговый орган, проводящий налоговую проверку, о невозможности выполнения в срок предъявленного требования. В письме желательно указать причину и реальный срок исполнения требования. Такое письмо направляется в канцелярию налогового органа, и желательно копию передать лично в руки проверяющему налоговому инспектору. Только в таком случае налогоплательщик может быть освобожден от штрафных санкций за непредставление документов.

При предоставлении документов необходимо подготовить сопроводительное письмо и на копии письма сотрудник, получивший документы, должен расписаться в получении документов и указать дату получения.

В случае непредставления  контрагентом относящихся к деятельности проверяемой организации документов в двухнедельный срок с даты получения им требования об этом налоговым органом, истребовавшим указанные документы, осуществляется производство по делу о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах в соответствии со ст. 101.1 НК РФ.

Если документы  были представлены своевременно, то налоговый  инспектор сопоставляет их с документами  проверяемой организации. После  проверки и сопоставления полученных по встречной проверке документов, инспектор в случае отсутствия нарушений у контрагента может не выносить решения о проверке. Более того, в случае отсутствия нарушений контрагент, проверенный в ходе встречной проверки, может и не узнать о правильности оформления документов - достаточно отсутствия акта проверки и доначислений по карточке лицевого счета организации.

Если нарушение  законодательства РФ о налогах и сборах имело место и в организации-контрагенте, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации. Такой акт может составляться одновременно с актом по выездной проверке налогоплательщика, в связи с которой и производилась встречная проверка. Акт о проверке вручается (или направляется по почте) руководителю организации. По истечении 14 дней с момента вручения организация может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий). Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоплаченных сумм налога, пеней и штрафных санкций.

Встречные налоговые  проверки достаточно часто проводятся налоговыми органами. Более того, налогоплательщик может и не знать, что в отношении него проводится у его контрагентов встречная проверка. Поэтому встречные проверки являются достаточно гибким инструментом сопоставления информации налогоплательщика и его контрагентов, особенно когда дело касается крупных сумм расходов и доходов, нестандартных, а также подозрительных операций.  
 

Встречные и дополнительные проверки

Практика  показывает, что при проведении повторных  и встречных налоговых проверок налоговые органы зачастую широко трактуют свои полномочия. В результате их требования далеко не всегда бывают законны. Что же должен знать налогоплательщик о таких проверках, чтобы, '"когда грянет гром", избежать лишних споров с налоговой инспекцией?

Напомним, что  до 1 января 1999 г. законодательно установленной  процедуры проведения налоговых  проверок не существовало. Поэтому  введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, в которой  была регламентирована процедура проведения налоговых проверок, стало огромным шагом вперед в отношении защиты налогоплательщика от неправомерных действий налоговых органов. Однако редкая правовая норма, тем более сформулированная впервые, понимается и применяется одинаково налогоплательщиками и налоговыми органами. Остановимся на некоторых спорных вопросах процедуры проведения встречных и повторных налоговых проверок.

Проверка  на "встречной" полосе

Статья 87 НК РФ вводит институт встречной проверки, т. е. процедуру истребования у третьих  лиц документов, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Вообще, встречная  проверка не является налоговой проверкой. Налоговыми законодатель называет только камеральные и выездные (включая  повторные) проверки (см. ст. 87 НК РФ). Поэтому  в действительности встречная проверка — это лишь особая форма истребования документов. А значит, к встречной проверке неприменима ст. 93 "Истребование документов" НК РФ, ведь в этой статье говорится о праве должностного лица, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. То есть речь идет о правоотношениях в рамках налоговой проверки между проводящим проверку налоговым органом и проверяемым налогоплательщиком. Организация, получившая требование о предоставлении документов в рамках встречной проверки, не является проверяемым налогоплательщиком, и пятидневный срок, установленный ст. 93 НК РФ для предоставления запрашиваемых документов, на встречную проверку не распространяется.

Как указывается  в ст. 87 НК РФ, цель истребования документов — получение информации о деятельности проверяемого налогоплательщика.

На практике налоговые органы нередко не соблюдают  вышеуказанные требования и требуют  у контрагентов проверяемого налогоплательщика  массу документации, которая с налогообложением этого налогоплательщика никак не связана. Часто под предлогом встречной проверки у предприятия — контрагента истребуются его собственные бухгалтерские регистры, налоговые декларации, штатное расписание, договоры с третьими лицами и связанные с ними первичные документы и т. п.

Информация о работе Встречная налоговая проверка