Выявление перспективных направлений в развитии налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система является элементом финансовой системы государства. В СССР при административно плановой форме государственного управления отсутствовала целостная налоговая система страны, налоги рассматривались как инструмент присущий капитализму.

Содержание

Введение 2

Налоговая система РФ 3

Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации 9

Резервы, имеющиеся в имущественных налогах 10

Упрощение налоговых процедур 11

Налоги и бюджет 13

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Основной текст.docx

— 36.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

Содержание 1

Введение 2

Налоговая система РФ 3

Перспективы развития налоговой  системы в Российской Федерации 9

Резервы, имеющиеся в имущественных  налогах 10

Упрощение налоговых процедур 11

Налоги  и бюджет 13

Заключение 15

Список  использованной литературы 17 

Введение

     Налоговая система — совокупность налогов  и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда  финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов  их взимания. Налоговая система является элементом финансовой системы государства. В СССР при административно плановой форме государственного управления отсутствовала целостная налоговая  система страны, налоги рассматривались  как инструмент присущий капитализму.

     Курс  перехода к рыночной экономике и  процесс распада СССР привели  к необходимости реформирования налоговой системы России как  самостоятельного государства. Новая  налоговая система, ориентированная  на рыночную экономику, была введена  в России с 1 января 1992 года федеральным  законом «Об основах налоговой  системы РФ» № 2112 от 27.12.1991 г.

     Современная налоговая система России по общей  структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения.

     Следует отметить, что налоговая система  РФ была сформирована буквально в  течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Кризисные явления в экономике и многочисленные недостатки на первом этапе формирования и становления налоговой системы потребовали дальнейшего реформирования новой налоговой системы России.

     Формирование  новой налоговой системы РФ продолжалось на протяжении всех последующих лет  и до настоящего времени полностью  не завершилось. В данном реферате я  разберу налоговую систему РФ в деталях и просмотрю возможные  перспективы ее развития.

Налоговая система РФ

     Основу  налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах  и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

     Налоговый кодекс содержит описание системы налогов  и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы  основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц.

     Принципы  налоговой системы Российской Федерации

     Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются  все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой  системы относятся (в порядке  следования соответствующих положений  Налогового кодекса):

     Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Это установлено  пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

     Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика  к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

     Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в  том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

     Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса  установлено, что налоги и сборы  должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

     Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса  не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать  препятствия не  запрещенной законом  экономической деятельности физических лиц и  организаций.

     Принцип установления налогов и сборов в  должном порядке. Ни на кого не  может  быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов  и сборов, и при этом не  предусмотренные  Налоговым кодексом, либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как  федеральным законом прямо закреплен  в Конституции РФ.

     Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он  должен платить.

     Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в  пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

     Понятие налога и сбора в налоговой  системе РФ

     Понятие налога и сбора установлено в  статье 8 Налогового кодекса. В  соответствии с данной нормой налог – это  обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

     Сбор  – это обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Участники отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах

     К участникам отношений, формирующихся  в рамках налоговой системы России и  регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории  организаций и физических лиц, обязанных  уплачивать налоги и сборы, а также  две категории органов государственной  власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

     Виды  налогов и сборов в России 

     В налоговой системе России предусмотрены  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут  быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные  им федеральные, региональные и местные  налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

     При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

     Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые  льготы и основания для их  использования налогоплательщиком.

     Федеральные налоги и сборы

     Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны  к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

     Региональные  налоги

     Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными  законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих  субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

     К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.
  • Местные налоги

     Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных  образований.

     Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  Налоговым кодексом и законами указанных  субъектов РФ и обязательны к  уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

     К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Информация о работе Выявление перспективных направлений в развитии налоговой системы РФ