Выявление перспективных направлений в развитии налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система является элементом финансовой системы государства. В СССР при административно плановой форме государственного управления отсутствовала целостная налоговая система страны, налоги рассматривались как инструмент присущий капитализму.

Содержание

Введение 2

Налоговая система РФ 3

Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации 9

Резервы, имеющиеся в имущественных налогах 10

Упрощение налоговых процедур 11

Налоги и бюджет 13

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Основной текст.docx

— 36.41 Кб (Скачать)

     Специальные налоговые режимы

     Налоговым кодексом также устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать не перечисленные  выше федеральные налоги. Специальные  налоговые режимы могут предусматривать  освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

     К специальным налоговым режимам  относятся (ст. 18 НК РФ):

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации

       Налоги  являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с  существованием государства и выполнения им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское  обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов  является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени его развития. В этой связи формы налогообложения  связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.

       Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета  страны, большая часть которой  образуется за счет сбора налоговых  платежей. Другими источниками доходов  бюджета являются таможенные платежи, доходы государственных предприятий, рентные платежи, доходы от приватизации объектов государственной собственности  и т.п.

       Госбюджет страны тщательно прорабатывается, согласовывается на всех уровнях  и принимается Государственной  Думой в виде федерального закона.

       В последние годы, несмотря на сложную  ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов.

       Если  в 1992 году поступления составили  всего 5 млрд. деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной системы  страны, администратором которых  является ФНС РФ, составили 8,4 трлн. рублей.

       Рост  поступлений налогов в федеральный  бюджет в 2010 году составил около 30%, увеличение доходной части консолидированного бюджета (федерального, региональных и  местных бюджетов) зафиксировано  на уровне 24%.

       Основной  рост поступлений в бюджет (44%) составляют поступления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, то есть за счет увеличения цен на нефть на мировом рынке. Еще 45% прироста произошло за счет улучшения положения в экономике и за счет инфляции. И лишь 11% прироста - за счет улучшения налогового администрирования.

       По  словам помощника президента РФ А.В. Дворковича, снижение общего уровня налогов  в РФ может произойти через 3−5 лет, а в ближайшие два года можно говорить о перераспределении  налоговой нагрузки в объеме 0,5−1 трлн. руб., передает «РИА Новости».

       «Думаю, что снижение налогов вообще —  это вопрос даже не ближайших двух лет, а трех-пяти лет, то есть после 2013 года. Если говорить о ближайшей  перспективе, то нужно больше думать о перераспределении налоговой  нагрузки, а не в целом о снижении», — заявил А.В. Дворкович журналистам  в кулуарах бизнес-форума предприятий  реального сектора «Модернизация».

Резервы, имеющиеся в имущественных  налогах

       Имущественные налоги значительно в меньшей  степени, чем ресурсные или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой  конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния  организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для  бюджета. Это ярко проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений  от имущественных налогов опережает  динамику общего объема бюджетных доходов.

       Однако  доля доходов от имущественных налогов  пока еще не слишком велика:

    • в бюджетной системе РФ - около 7%;
    • в региональных бюджетах - до 14%;
    • в бюджетах муниципальных образований - до 18%.

         Около 70% всех поступлений имущественных  налогов обеспечивает налог на  имущество организаций, земельный  налог - 17%, транспортный налог  с организаций и физических  лиц - более 11%. При этом доля  налога на имущество физических  лиц не превышает 3%.

       В структуре налоговых поступлений  зарубежных стран имущественные  налоги имеют больший вес, чем  в России. В целом подходы к  порядку взимания имущественных  налогов в России и зарубежных странах схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе.

       В качестве основных путей совершенствования  имущественного налогообложения и  повышения собираемости имущественных  налогов предусмотрены следующие.

       Во-первых, вовлечь в налоговый оборот максимально  возможное количество объектов и  субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного  информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

       Во-вторых, ввести единое налоговое уведомление  по уплате налогов по всему недвижимому  имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

       В-третьих, следует предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество  организаций высокотехнологичного оборудования в целях инновационного развития предприятий всех отраслей экономики.

       Итогом  реформы имущественного налогообложения  будет создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций  и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Упрощение налоговых процедур

       Особое  внимание будет уделяться повышению  открытости Федеральной налоговой  службы и упрощению налоговых  процедур, включая взаимодействие с  налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих  электронных сервисов.

       Уже сегодня на всей территории России налоговые органы используют единый программный комплекс - систему «Электронной обработки данных» (ЭОД) с помощью  которого обеспечивается автоматизация  всех рабочих процессов. Для обработки  больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Не секрет, что к 2004 году ФНС стала фактическим лидером в части использования информационных технологий среди всех государственных структур. Тем не менее, уже очевидно, что архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования.

       В целях совершенствования электронного документооборота должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур. Существующий сегодня на  сайте www.nalog.ru  сервис «Личный кабинет» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой  службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Так в  «Личном кабинете» для всех категорий  налогоплательщиков уже к началу 2011 года будет отражаться полный набор  сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние  расчетов с бюджетом, уведомления). В результате будет обеспечена возможность  бесконтактного взаимодействия с налоговой  службой по всем видам налоговых  процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т.д.).

       Предполагается  узаконить понятия «электронное уведомление», электронное требование»  и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам - физическим лицам  будет предоставлена возможность  уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с  использованием мобильной связи.

       Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые  органы смогут перейти на работу исключительно  с электронными документами.

       В 2010 году в законодательство внесены  изменения, предусматривающие регистрацию  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде. В настоящее время Федеральная налоговая служба технически и технологически готова к приему документов для регистрации налогоплательщиков в электронном виде.

       Одной из важных обязанностей налоговых органов является обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, соответствующих законодательных актах, а также о порядке исчисления и уплате налогов и сборов.

       Руководитель  налоговой службы РФ Мишустин М. В. считает, что налоговая служба должна, постепенно снижая фискальную часть, стать сервисной  компанией, которая помогает налогоплательщику. Важна также предсказуемость  и равномерность применения налогового законодательства, чтобы налогоплательщик знал, что от него ожидает государство, чтобы не было двойной трактовки  и произвольного применения норм Налогового кодекса.

Налоги  и бюджет

       Большинство экспертов сходятся во мнении, что  налоговая система в России в  настоящее время вполне адекватна  экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики  должен быть подкреплен не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.

       При имеющемся дефиците бюджета, который  сейчас составляет 4,6% от ВВП, Правительство  РФ находится перед выбором: либо повышать эффективность бюджетных  расходов и проводить структурные  изменения, либо повышать налоги. В  то же время уже в наступившем  году увеличение налоговой нагрузки в Российской Федерации составит около 2,3% (это, видимо, по меньшей мере), в 2013 году - 3,6%. Экс-глава Минфина РФ Кудрин А. Л. взбодрил российских налогоплательщиков, заявив, что это не временная мера, а необходимая тенденция.

       Россия  проходит такой же путь, как и  многие европейские страны: Венгрия, Латвия, Чехия, Финляндия, которые уже  давно приняли подобные решения. При этом оказывается наиболее эффективным  повышение косвенных налогов, так  как повышение налога на прибыль  организаций тормозит экономический  рост.

       Глава финансового ведомства также  добавил вторую ложку дегтя, заявив о созревшей необходимости обеспечения  нейтральности налоговой системы. В переводе это означает отмену многочисленных налоговых льгот, которые создают  неравенство хозяйствующих субъектов  и не позволяют достигнуть планируемого эффекта. При этом он подчеркнул, что  речь не идет об отмене всех существующих льгот, что, кстати, позволило бы полностью  закрыть дефицит бюджета (все  льготы охватывают более 5% ВВП). Тем  не менее, некоторые задачи бюджетной  консолидации за счет исключения части  льгот можно было бы решить.

Заключение

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день – главная  проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Информация о работе Выявление перспективных направлений в развитии налоговой системы РФ