Земельный налог РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Земля, основное богатство любого государства, в условиях РК имеет особое значение. Бесплатность пользования землей является одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве. Актуальность данной темы основывается на том, что земля является одним из трех редких факторов производства и плата за землю или передача ее в собственность является камнем преткновения не одной только нашей правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в Республике Казахстан 10
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООЮЛОЖЕНИЯ 18
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 18
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
3.1. Проблемы земельного налогообложения 29
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

zemelnyy-nalog.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Как показывает мировая  практика, аренда имеет самое широкое распространение и в странах с развитой рыночной экономикой, при этом эффективность сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной собственностью на землю. Так в Голландии земля находится в государственной собственности, а сельское хозяйство здесь является одним из самых высокоразвитых в мире.

В Израиле практически  вся земля национализирована, в  США около 60% земли находится в  собственности у государства. Во многих странах мира государство регулирует процессы купли-продажи земли и землепользования в частном секторе, в том числе и арендные отношения, но следует отметить, что участие государства неодинаково. Так, в Германии, Великобритании, Греции преобладает принцип свободы заключения договоров, а во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии государство активно, можно сказать, жестко вмешивается в регулирование арендных отношений в части передачи земли.

В законодательствах  этих стран установлены минимальные сроки аренды. В то же время они дифференцируются в зависимости от объекта аренды: государственные ли это земли, или фермерское хозяйство. К примеру, в Италии для аренды земли в некоторых горных районах установлен минимальный срок договора 6 лет, а при аренде хозяйства целиком - 15 лет.

Различна политика в  разных странах и в области  регулирования цен на землю, и  размеров арендной платы за нее. В  Великобритании, Ирландии существует система свободных договоров между сторонами о размере арендной платы, а в Германии и Испании эта плата находится под жестким контролем власти и устанавливается ее органами.

В странах с развитой рыночной экономикой практикуется использование земли, как средства обеспечения возвратности предоставленных фермерами кредитов. Этой цели соответствует ипотека как форма обеспечения предоставленных кредитов залогом недвижимого имущества. Запись ипотеки позволяет заимодавцу, в пользу которого она сделана, в случае просрочки возврата кредита привлечь ипотечные имущество для удовлетворения своих претензий на основе заемного права.

На основе такой оценки устанавливается цена земли и система рентных платежей за ее использование. Плата за землю в сельском хозяйстве выступает в двух формах: земельный налог и арендная плата. Цель земельного налога - обеспечение рационального использования и формирование бюджета для социальных нужд территорий. Ставка налога устанавливаются в расчете на 1 га и дифференцируются по качеству и местоположению земель в зависимости от балла бонитета.

С точки зрения зарубежного опыт можно привести пример земельного налогообложения можно привести положительный опыт РФ.

Особо отмечает, что его  размер не зависит от результатов  хозяйственной деятельности налогоплательщиков и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. Закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения; б) несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых.

При взимании налога за земли  сельскохозяйственного назначения Закон различает две группы налогоплательщиков. В первую входят  крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог. Все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от других налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия  индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие предприятия на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать кроме налога на землю и другие налоги в установленном порядке.

Единицей налогообложения  для перечисленных плательщиков определен один гектар пашни.

 

1.2. Роль и  развитие земельного налога в  РК

 

Экономическое содержание земельного налога заключается в том, что он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих субъектов и физических лиц в виде платы за землю, т.е. является экономической формой реализации государственной собственности на землю.

В связи с переходом  на рыночные отношения в Казахстане 1995 года проведена земельная реформа, основная цель которой изменение земельных отношений и образование новых землепользователей, а также формирование земельного рынка. По состоянию на 1 января 1999 года на базе государственных предприятий образовано 502 акционерных обществ, 3315 производственных кооперативов, 821 хозяйственное товарищество, 63966 крестьянских хозяйств. На их долю приходится 99% всех сельскохозяйственных угодий.

Произошло перераспределение  земельного фонда, положено начало формированию разнообразных форм хозяйствования на земле. Бывшие совхозы и колхозы преобразованы в предприятия с коллективно-долевой формой собственности на землю и средства производства: акционерные общества, хозяйственные товарищества, кооперативы, малые предприятия, крестьянские хозяйства и их ассоциации. Негосударственная форма сельскохозяйственных предприятий к концу 1999 года стала преобладающей  и по удельному весу земель занимала 99%, а по числу землепользователей -99,8%.

Землепользование коллективного характера образовалось (ТОО, АО кооперативы) на базе отдельных населенных пунктов и бывших производственных единиц совхозов и колхозов, отделений, бригад,  а также без изменения площадей и границ бывших колхозов и совхозов. Кроме этого, часть этих предприятий образовано на базе бывших совхозов с изменением площадей и конфигурации землепользования в связи с выделением крупных крестьянских хозяйств.

Часть крестьянских хозяйств объединилась в ассоциации на основе совокупного землепользования.

Наибольшие площади  сельскохозяйственных земель, более 80% сконцентрированы в кооперативах и  хозяйственных товариществах, а также других негосударственных предприятиях.

 

Земельный фонд по целевому  назначению распределяется на земли  категорий:

1. Земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции;

2. Земли населенных  пунктов, в пределах границ  населенных пунктах (7,1 %);                              

3. Земли промышленности, транспорта, связи обороны и иного не сельскохозяйственного назначения (6,4%);

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения (6,5%).       

5. Земли лесного фонда  (4,0%).

6. Земли водного фонда  (0,3%).

7. Земли государственного  запаса (10,3%).

В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают пастбища и сенокосы - 81,7%, и пашня - 18%. Основные землепользователи  в стране - негосударственные сельскохозяйственные предприятия.

Таким образом, пользование  земли  в РК в основном заключается, на основании предложенных  в таблице данных, в использовании ее для сельского хозяйства и главным образом для полей и пастбищ, в среднем более 80 %.

Законом установлено, что  собственники земли, землевладельцы и  землепользователи (кроме арендаторов) облагаются земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; для совершения сделок с землей (покупка, продажа, выкуп земельного участка), а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли; ставки земельного налога, а следовательно и размер нормативной цены земли,  ежегодно индексируются Правительством РК; Закон значительно расширил круг лиц и земель, полностью и на определенный срок освобожденных от уплаты земельного налога. На основании сказанного необходимо отметить тот факт, что земельные взимании за пользование землей имеет безвозмездный, платный, законный, обоснованный характер и потому требует полного и конструктивного анализа.

Здесь необходимо отметить, что наряду с землей как объектом государственной охраны, под которой понимается почва и почвенный слой, земле имеет также и экономические свойства.

Базовые ставки земельного налога устанавливаются по категориям основного целевого назначения. В случае, когда землевладение плательщика состоит из нескольких участков, принадлежащих к разным категориям, то общая сумма налога определяется путем суммирования налога по каждому земельному участку.

Основанием для установления ставок и взимания земельного налога являются:

• акт на право владения землей;

•данные государственного количественного и качественного  учета земель по состоянию на 1.01. текущего года.

В случае отсутствия почвенных  материалов, определяющих балл - бонитета, проводится экспертная оценка земли  с выездом на место, которая проводится комиссией.

При исчислении налога по землям, предоставленным гражданам  для ведения личного подсобного хозяйства, включая земли, занятые постройками, расчет налога производится по ставкам, установленным для основной категории целевого назначения земли. При налогообложении земли физических лиц, выделенных для этих целей из общей площади, исключается необлагаемая часть в размере за 1 га.

Платежи исчисляются  отдельно по каждому земельному участку, а за земли, занятые жилищным фондом, отдельно по каждому землевладению.

Юридические лица, у которых  объекты обложения и линии  коммуникаций проходят через различные  регионы республики, предоставляют  расчет налоговым комитетам отдельно по каждому региону.

Уплата налога физическими  лицами производится по извещению налоговым комитетом, которые должны быть разосланы до 1 августа.

Налоговый комитет ведут  учет плательщиков и начисление налога ежегодно по состоянию на 1 июня.

Земельный налог юридическими лицами - пользователями земель сельскохозяйственного назначения и физическими лицами уплачивается не позднее 1 октября. Юридические лица -пользователи земли не сельскохозяйственного назначения уплачивают налог (не позднее) равными долями 20.02, 20.05, 20.08, 20.11.

 

Если уплаченная сумма  налога превышает сумму начисленную, то налоговая служба поступает следующим образом:

1.Зачитывает превышение  в счет уплаты других налогов.

2.При наличии согласия  налогоплательщика зачитывается  остаток в счет предстоящих  платежей.

Возвращает в 20-дневный  срок по его заявлению.

Льготы по земельному налогу

1. Не подлежат налогообложению  земли запаса и, как правило,  земли особо охраняемых природных  территорий.

2. Налог не взимается  с земельных участков общего  пользования населенных пунктов,  а также занятых сетью государственных автомобильных дорог общего пользования.

3. От уплаты земельного  налога освобождаются: оздоровительные  детские учреждения, заповедники,  национальные, дендрологические и  зоологические парки, ботанические  сады, кладбища;

2) организации, содержащиеся  за счет государственного бюджета;

3) добровольное общество  инвалидов Республики Казахстан,  Казахское общество слепых, Казахское  общество глухих. Центр социальной  адаптации и реабилитации детей  и подростков с нарушениями  умственного и физического развития, Казахская республиканская организация ветеранов войны в Афганистане (без предприятий), Национальное общество Красного Полумесяца и Красного Креста Республики Казахстан (без предприятий) и детские благотворительные фонды (без предприятий);

4) производственные предприятия и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии фактического использования в отчетном периоде не менее 50 процентов полученных доходов на социальную защиту инвалидов;

5) Национальный банк Республики Казахстан и его подразделения;

6) юридические и физические  лица Республики Казахстан, получившие  во владение или пользование  для сельскохозяйственных целей  нарушенные или малопродуктивные  земли, на первые десять лет  пользования;

7) юридические лица, определяемые Правительством Республики Казахстан, занимающиеся строительством в городе Астане, на период деятельности, связанной со строительством, но не более пяти лет;

8) физические лица, пользующиеся  льготами по подоходному налогу  в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона;

9) земли, занятые под  объекты, находящиеся на консервации  по решению Правительства Республики  Казахстан.

Порядок исчисления и  уплаты земельного налога:

1. Юридические лица  самостоятельно исчисляют размер  земельного налога, подлежащего уплате, и ежегодно не позднее 1 июля текущего года предоставляют в органы налоговой службы по месту своего нахождения декларацию причитающегося налога по каждому земельному участку.

По вновь отведенным земельным участкам расчет суммы  налога представляется в течение месяца с момента их предоставления.

Информация о работе Земельный налог РК