Земельный налог РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Земля, основное богатство любого государства, в условиях РК имеет особое значение. Бесплатность пользования землей является одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве. Актуальность данной темы основывается на том, что земля является одним из трех редких факторов производства и плата за землю или передача ее в собственность является камнем преткновения не одной только нашей правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в Республике Казахстан 10
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООЮЛОЖЕНИЯ 18
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 18
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 24
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
3.1. Проблемы земельного налогообложения 29
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

zemelnyy-nalog.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

землям     промышленности,     транспорта,     связи     и     иного несельскохозяйственного  назначения при прогнозе 559797,0 тыс. тенге  поступило 684268,0 тыс. тенге или 122,2%;

За аналогичный период прошлого года поступило 791480,0 тыс. тенге. По видам земель: земельный налог на земли сельскохозяйственного значения,  налог на земли населенных пунктов; налог на земли промышленности, связи, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения; налог на земли сельскохозяйственного значения; налог на земли населенных пунктов. Наблюдается снижение поступления на 23904,0 тыс. тенге или 3,4%.

Наибольшее невыполнение прогноза за отчетный период наблюдается  по земельному налогу на земли населенных пунктов - 41,9%.

При расчете суммы  налога по реальной налогооблагаемой базе по г. Алматы на 2000 год на площадь 1594,2 га. занятые под торговые павильоны, встроенные помещения ожидаемое поступление составляло 422330,0 тыс. тенге и относится к данной категории земель. Так как основную деятельность по вышеуказанной площади ведут юридические лица, большая часть суммы поступления производилась на категорию земель 104303 «земельный налог на земли промышленности, связи транспорта и несельскохозяйственного назначения», наличие неоформленных земель на территории города (5788,0 га) также влияют на недопоступления средств в доход местного бюджета.

 

Таблица 2.2.  Анализ поступления земельного налога в бюджет, тыс. тенге

Таким образом, собираем ость налогов с земель не изменилась, увеличившись уровень прогноза не дал ощутимых результатов, несмотря на все предпринятые в 2000 году попытки улучшить положения налогоплательщиков. Так, по состоянию на 1999 года прогноз, например по землям сельскохозяйственного значения был прогноз  в размере 404,0, тыс. тенге за год поступлений, а получено по факту было только 273 тыс. тенге. Однако, в 2000 году было намечено поступлений 456 тыс. тенге, однако получено лишь также 273 тыс. тенге. Отклонения равны - 98 %.

 

Таблица 2.3. Отчет о суммах поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет по состоянию на 31 января 2000 по 31. 01.  2001 года.

Решением YI-й сессии Алматинского городского Маслихата П-го созыва, состоявшейся 27 сентября 2000 года «О снижении ставок земельного налога отдельным предприятиям, организациям» на 2000 год 29 предприятиям и организациям, расположенньм в черте города Алматы, но за пределами селитебной территории снизили базовую ставку земельного налога, и земельный налог по данным предприятиям уменьшился с 79939,1 тыс. тенге до 68672,9 тыс. тенге, т.е. сумма льгот составляет 11266,1 тыс. тенге.

 

2.2. Анализ контроля  налоговых органов за поступлением  земельного налога в бюджет

Контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов. [10] Для того чтобы проследить анализ работы налоговых служб и порядок выплат налога, необходимо обратить внимание на следующие данные.

Перевыполнения прогноза, и рост факта поступлений за 2000 год по сравнению с 1999 годом на 282420,0 тыс. тенге или на 55,3% обусловлено перечислением крупных сумм следующими предприятиями: ЗАО «ХОЗУ» - 29894,6 тыс. тенге; ТОО «ТЭЦ - 1» - 29316,5 тыс. тенге; ТОО «Достар сауда» - 27960,6 тыс. тенге.

Данный вид поступления  имеет характер начисления по факту  уплаты суммы к зачислению.

По договору купли-продажи  земельного участка суммы за выкуп  земли с рассрочкой покупателем  выплачивается долями. В случае неуплаты стоимости земельного участка в установленные договором сроки, продавец в лице Алматинского городского комитета по управлению земельными ресурсами вправе расторгнуть данный договор, при этом частично произведенная оплата за выкуп покупателю не возвращается, и претензии продавцом не принимаются. В целях избежания таких ситуации, суммы выкупа земельных участков покупателями в основном производится в полном объеме в первые сроки уплаты, что также, повлияло на перевыполнение прогноза за отчетный период.

 

 

График 2. Сведения о выплатах земельного налога  полученные по Жетысуйскому району г. Алматы.

 

Этот " вал " отчетности требует наличия дополнительно  десятков тысяч бухгалтеров и  налоговых инспекторов. При этом необходимо учесть, что уровень компьютеризации  налоговых служб у нас в стране достаточно низок, а бессмысленность и громоздкость этой работы очевидна. К примеру, дивиденды акционеров инвестиционных фондов составляют в среднем 50 - 100 %, что в расчете на одну акцию не превышает десяти тысяч тенге. Это далеко от превышения предела минимальной нормы налогообложения. В конечном итоге расходы по ведению подобного учета намного превышают доходы от возможного дополнительного поступления средств в бюджет,  что  нарушает принцип экономичности функционирования налоговой системы.

Облагаемая площадь  района составляет, согласно деклараций – 2309956 кв.м., льготируемая площадь – 1878500 кв.м. С начала 2000г. по земельному налогу поступило 22855.0 тыс. тенге при  прогнозе 31313.0 тыс. тенге, что составило 73,3%. Невыполнение объясняется необосновано завышенным прогнозом и ухудшением финансового положения налогоплательщиков.

По сравнению с аналогичным  периодом 1999г. наблюдается увеличение поступлений по налогу. Это произошло  из-за увеличения ставки налога с 1 кв.м. в связи с применением ежегодного правительственного коэффициента, который составил в 2000г. 1.81 к базовой ставке 1996г.

 

Глава 3. Пути совершенствования  земельного налогообложения

 

3.1. Проблемы  земельного налогообложения

 

Результативность, эффективность  деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них собственности. Отсюда возникает стремление к преобразованию форм и отношений собственности в целях обеспечения эффективного функционирования компании. Это основная причина приватизации объектов собственности.

В качестве основных признаков  приватизации используются следующие:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную.
  • -Делегирование госпредприятию права распоряжения имуществом.
  • -Полная продажа госпредприятия частным лицам.
  • -Продажа части активов

Термин «приватизация» в официальных документах конкретных стран трактуется также по-разному, но при этом он не выходит за рамки  вышеуказанных значений, что, впрочем, вполне объяснимо. Например, в Румынии под «приватизацией» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия, в Англии «приватизация» означает сокращение участия государства в капитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах (Малайзия, Турция  и т.д.) «приватизация» признается и при сохранении государством большей части активов в своей собственности. В Польше «приватизация» означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

В целом объективные  условия экономической ситуации порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы  собственности на землю к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка «приватизации». Наряду с общепринятыми формулировками определения «приватизации» в качестве дополнения нередко используются положения о том, что «приватизация» - это сдача государственного имущества, земли в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства, а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом  разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.

Мировой опыт говорит  о множестве задач, решаемых с помощью приватизации права собственности на землю. Сюда можно отнести повышение рентабельности, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для пост социалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.

Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.

В целом зарубежная практика использования денежных доходов от приватизации показывает, что имеется возможность с их помощью решить ряд финансовых проблем.

Государственная собственность  на землю является достаточно емким  источником финансирования тех или  иных программ, погашения бюджетного дефицита, предотвращающим негативные последствия эмиссии, увеличения государственного долга. Помимо этого, в результате приватизации и последующего повышения их эффективности может быть, увеличена налоговая база, увеличены поступления в виде дивидендов. Приватизация убыточных предприятий напрямую сказывается на сокращении бюджетных расходов. Увеличение доходов государственного бюджета ведет в свою очередь к снижению давления финансовых ограничений на производство. В период получения доходов от приватизации возникает возможность маневрирования инструментами макроэкономической политики.

В РК существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия  коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия  сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также  приватизируются по этой программе  с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

Необходимо еще раз  отметить, что при огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной на землю, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность. Иначе преобразование форм собственности не приводит к успеху.

В случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими и (или) радиоактивными веществами сверх установленных предельно допустимых норм, производственными отходами, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

 

3.2. Совершенствование  порядка исчисления и уплат  земельного налога

 

Сегодня, лучшие по качеству и местоположению земли пространственно  ограниченны, и продукции, поступающей с них, недостаточно, поэтому сельскохозяйственное производство ведется также и на относительно худших землях. С течением этот фактор (ограниченность земель) играет все более существенную роль, так как площадь сельскохозяйственных угодий постоянно сокращается под влиянием урбанизации. В связи с этим относительная ценность лучших земель все время растет.

В земельные участки, обработанные человеком, вложено немало средств; они постоянно функционируют и требуют определенных затрат на поддержание их в нормальном состоянии. В отличие от других основных средств земля не обладает свойствами физического и морального износа. При рациональном ее использовании плодородие только возрастает. К сожалению, в нашей стране это условие давно не соблюдается, и земля, по своей роли являясь основным фондом, по действующей классификации к ним не относится.                                                                        

Исходя из вышесказанного и необходимости скорейшего решения  проблем, связанных с землепользованием сельскохозяйственных предприятий, необходимо рассмотреть: какими объемами и видами земельных ресурсов располагает Казахстан; каким образом они распределяются между основными землепользователями; оценить состояние сельскохозяйственных угодий.

Предлагаемый процесс  контролирования объемов поступлений  платежей в бюджет должен проходить  в последовательных этапа:                         

I этап - анализ состояния  экономики региона в динамике  за последние пять лет.                                                                        

Информация о работе Земельный налог РК