Значение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Работа содержит 1 файл

ЗНАЧЕНИЕ.docx

— 112.78 Кб (Скачать)

Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением  не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого  вычислять, на сколько процентов  возрастает прибыль. В практических расчётах для этого используют понятие  “операционный рычаг” или “левередж”. Его также называют производственным, хозяйственным рычагом. Использование левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объёма продаж при данном уровне постоянных затрат.

Так как изменение  объёма продаж (выпуска) вызывает в  большинстве случаев изменение  лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет  влиять на прибыль и наоборот. В  этом и заключается воздействие  операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем  больше сила воздействия операционного  рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет  в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет  отражать силу воздействия операционного  рычага:

 ,                                                      (4)

где L - сила воздействия операционного рычага;

CM- маржинальный доход;

P- прибыль от продаж.

Таблица 5

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА

тыс. руб.

Показатели

Период

Темп роста,%

предшествующий

Отчётный (приведённый)

Товарооборот

15 666

10 818

69

Валовой доход (валовая  прибыль)

3 133

2 380

76

Переменные издержки

355

263

74

Маржинальный доход

2 778

2 116

76

Постоянные издержки

385

257

67

Прибыль от продаж

2 393

1 860

78


По исходным данным отчётного периода в сопоставимых ценах (табл. 5) сила воздействия операционного  рычага равна 1.14(2 116/ 1 860). Она показывает, насколько изменится прибыль на каждый процент изменения товарооборота. Это значит, что при возможном увеличении выручки, скажем на 4%, прибыль возрастёт на 4% *1.14 = 4.56%. При снижении выручки на 8% прибыль снизится на 8% *1.14 = 9.12%.

Для определения  влияния товарооборота на изменение  прибыли в отчётном периоде в  сравнении с базисным под воздействием операционного рычага нужно умножить темп прироста товарооборота (%) на силу воздействия операционного рычага, рассчитанную по данным базисного (предшествующего) периода.

Сила воздействия  операционного рычага в базисном периоде составит:

L0=2 778 / 2 393=1.16.

Темп прироста (снижения) товарооборота в отчётном периоде  составил:

NР1/ NР*100 – 100= 10 818 / 15 666 *100 – 100 = =69.05– 100 = -30.95%.

Следовательно, из-за снижения выручки на 30.95% прибыль  снизилась под воздействием операционного  рычага на величину, равную

1.16*(-30.95)=-35.9%.

5. АНАЛИЗ  ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ПО НАЛОГАМ

От размеров налоговых  ставок и сумм уплаченных налогов, как  известно, зависит размер чистой прибыли  организации. Поскольку ставки налогов  устанавливаются государством, изменение  их размеров является внешним неуправляемым  фактором для хозяйствующих субъектов. Но всё же руководство микроэкономических структур имеет возможность вырабатывать внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений.

В процессе анализа  расходов по налогам и влияния  на них учётной политики следует  исходить из функций налоговой системы, являющихся инструментом государственной  финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения  являются фискальная и регулирующая функции.

Фискальная функция  обеспечивает поступление средств в государственный бюджет за счёт налоговых изъятий. Регулирующая функция заключается в стимулировании или ограничении тех или иных производств, реализации тех или иных товаров и услуг и осуществлении тех или иных расходов в соответствии с государственными интересами. Таможенные сборы позволяют государству воздействовать на конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Льготы по налогам на благотворительные отчисления, на экспортируемые товары стимулируют предпринимателей в расходовании средств в социально значимые мероприятия и активизацию работы на внешних рынках. Льгота по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, льгота по налогу на добавленную стоимость (НДС) для лизинговых платежей стимулируют развитие производства. Льгота по налогу на покрытие убытка за прошлый год способствует выходу нерентабельных предприятий из кризисного состояния. Налоговые льготы малым предприятиям стимулируют расширение рынка товаров и свободной конкуренции через увеличение числа предпринимателей, имеющих небольшой капитал с перспективой их роста. Поэтому законные способы снижения налогового бремени, как правило, основываются на выборе хозяйственной тактики и стратегии, стимулируемых государством через снижение налогов и отчислений; выполнении правил бухгалтерского учёта, позволяющих сократить налогооблагаемые статьи расходов; соблюдении нормативов, участвующих в уменьшении налогооблагаемой прибыли.

При осуществлении  мероприятий по снижению налогового бремени следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей – не цель, а способ улучшения  финансового состояния и повышения  инвестиционной привлекательности  организации. Особенно для акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью чистая прибыль является главным критерием инвестиционной привлекательности. От чистой прибыли  таких организаций напрямую зависят  возможные выплаты инвесторам и  уровень котировки их акций на фондовых биржах. Поэтому принимать  меры к снижению налогов целесообразно  только в том случае, если расчёты  показывают, что это даёт прирост  чистой прибыли. Недопустимо уменьшение налогов ценой ухудшения финансового  состояния.

Общим показателем  тяжести налогового бремени (уровня налоговых изъятий) принято считать  процентное соотношение всех уплачиваемых налогов к выручке от продаж. Использование  этого показателя предложено Департаментом  налоговых реформ Министерства финансов России для юридических лиц.

Общий уровень налоговых  изъятий без налогов, уменьшающих  налогооблагаемую прибыль (т. е. отчисляемых  за счёт издержек и за счёт финансовых результатов до налогообложения  прибыли), можно выразить формулой:

 ,

где NРB – выручка (брутто) или валовая выручка от продаж в фактических отпускных ценах, включая налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акциз, экспортную пошлину, таможенные сборы. Эти данные можно получить в месячной форме федерального государственного статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (строка 04); а также в годовом отчёте Форма № 1 –торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли», где в разделе «справочно» (по строкам 41-45) отражается раздельно оборот по оптовой, розничной торговле и общественному питанию в фактических продажных ценах;

S– себестоимость проданных товаров (покупная стоимость проданных товаров в торговле);

СС– издержки обращения;

VО– операционные доходы

EО– операционные расходы;

VВНЕР – внереализационные доходы;

EВНЕР– внереализационные расходы;

PЧ– чистая прибыль (нераспределённая прибыль отчётного периода).

Возможен также  вариант оценки уровня налоговых  изъятий по отношению к чистой прибыли:

 .

Он показывает, во сколько раз (или в какой степени) суммарная величина уплаченных налогов  отличается от чистой прибыли организации.

В анализе налогового бремени применяют также частные  показатели, характеризующие уровни налоговых изъятий по отдельным  видам налогов в отношении  к соответствующим объектам налогообложения. В основе таких соотношений лежит классификация налогов и отчислений, уплачиваемых за счёт:

  • выручки;
  • издержек производства и обращения;
  • финансовых результатов до налогообложения прибыли;
  • остающейся прибыли после уплаты налога на прибыль.

При определении  уровня налоговых обязательств по первой группе налоговой классификации  используют два отношения. Первое из них – отношение суммы налогов, уплачиваемых из выручки (сч. «Продажи») к выручке от продаж, а второе – к валюте баланса. К налогам этой группы относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины, таможенные сборы. Их отношение к выручке отражает долю, в сумме выручки налогов, отчисляемых из выручки, или размер отчислений, приходящихся на единицу выручки от продаж.

Отношение указанных  налогов к валюте баланса показывает их долю в общей стоимости имущества  или размер налога, приходящийся на единицу стоимости всего капитала организации:

 ,

где E– сумма налогов, уплачиваемых из выручки;

B– валюта баланса.

Низкие ставки НДС  устанавливаются государством на товары, более значимые для населения, и  экспортируемые товары. Акцизом облагают товары, не являющиеся товарами первой необходимости. Высокими экспортными  пошлинами и таможенными сборами  регулируют эффективность экспорто-импортных операций с точки зрения национальных экономических интересов государства, которым они устанавливаются. Поэтому сократить тяжесть налогового бремени по этой группе можно увеличением удельного веса товаров с низкими НДС; не облагаемых акцизом; облагаемых минимальными таможенными сборами, увеличением экспорта и т. п.

Далее следует рассчитать отношение налогов, относимых на счёт издержек (сч. «Расходы на продажу», для промышленных организаций «Основное производство» и другие счета по учёту затрат в промышленности) к общей сумме издержек, что позволит определить долю расходов по налогам в составе издержек. К этой группе относят налог на пользователей автодорог, сбор с владельцев автотранспортных средств, земельный налог, а также единый социальный налог (взнос). Эти налоги прямо или косвенно являются ценообразующими факторами и уменьшают прибыль от продаж. Налоговое бремя в составе издержек можно выразить в виде формулы:

 ,

где ECC – сумма налогов, уплачиваемых за счёт издержек.

Налоги, уплачиваемые за счёт финансовых результатов до налогообложения прибыли (начисляемых  на счете: «Прочие доходы и расходы»), соотносят с прибылью от продаж. В их числе налог на имущество организации или налог на недвижимость. Доля этих налогов в сумме прибыли от продаж показывает, в какой мере они влияют на снижение общей прибыли после уменьшения размера прибыли от продаж на их величину.

 ,

где EPў – налоги, уплачиваемые за счёт финансовых результатов до налогообложения прибыли;  

Pў– прибыль от продаж.

Сократить налогообложение  имущества организаций можно  посредством освобождения от неэффективно используемых активов посредством  реализации, ликвидации определённой их части.

Отношение налога на прибыль (отражаемого на сч. «Расчёты по налогам и сборам») к прибыли до налогообложения покажет долю данного налога в размере этой прибыли по данным отчёта о прибылях и убытках (форма № 2):

 ,

где EPІ– налог на прибыль;

PІ– прибыль до налогообложения из отчёта формы № 2.

Прибыль до налогообложения  в терминологии Инструкции ГНС № 37 (п. 2.2.) обозначается как валовая  прибыль, которая представляет собой  сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного  имущества предприятия и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Эта прибыль по данным формы № 2 обычно не соответствует  размеру налогооблагаемой прибыли  из справки по расчёту налога, поскольку  в размер налогооблагаемой прибыли  дополнительно включают суммы превышения нормируемых издержек в сравнении  с установленными нормами и другие статьи из справки расчёта налога на прибыль.

Налогооблагаемая  сумма прибыли уменьшается на расходы из чистой прибыли, по которым  установлены льготы. Например, при  приобретении предприятием оборудования для основной уставной деятельности (т. е. при финансировании капитальных  вложений), ему снижается налог  на прибыль. Поэтому величина указанного отношения будет отличаться от ставки налога на прибыль на долю налогов, увеличенных из-за превышения нормативов по издержкам и по другим статьям. Разница между данным соотношением и ставкой налога на прибыль покажет резерв возможного снижения нормируемых расходов для сокращения налогового бремени, если такое снижение не повлечёт других более существенных отрицательных последствий (например, существенного снижения выручки, невозможности или затруднений в выполнении важных операций без превышения нормативов затрат и др.).

Организация может  сократить сумму налога на прибыль  в пределах установленной льготы по обложению части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений.

При участии организации  в финансировании других субъектов  степень такого участия отразится  на сумме отчислений от дивидендов по акциям предприятия, процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг, и доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях. Что, в свою очередь, изменит соотношение налога на прибыль к общей величине прибыли до налогообложения. Поскольку ставка налога от такого участия (15%) значительно ниже обычной ставки налога на прибыль (до 30%), увеличение удельного веса капитала, инвестированного в другие хозяйствующие субъекты, будет способствовать снижению налогового бремени организации-инвестора.

Информация о работе Значение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов