Значение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счёт государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.

Работа содержит 1 файл

ЗНАЧЕНИЕ.docx

— 112.78 Кб (Скачать)

Окончание табл. 2

Уровень валового дохода в проц.  
к себестоимости

Уровень валового дохода в проц.  
к товарообороту

период

Изменение

гр.18-гр.17

Темп

роста,

%

гр.18/

гр.17*

100

период

изменение

гр.22- гр.21

темп

роста,

%

гр.24/

гр.23*100

базисный

отчётный

предшествующий

отчётный

17

18

19

20

21

22

23

24

44.07

50.54

6.47

114.7

30.59

33.57

2.98

109.75

37.68

45.95

8.26

121.9

27.37

31.48

4.11

115.02

17.65

17.98

0.33

101.9

15.00

15.24

0.24

101.59

15.23

13.86

-1.37

91

13.22

12.17

-1.04

92.09

13.87

16.86

2.99

121.6

12.18

14.43

2.25

118.47

11.07

14.2

3.14

128.4

9.96

12.44

2.47

124.84

25

28.21

3.21

112.8

20.00

22

2.00

110.01


Анализ изменений  также показывает, что в отчётном периоде возрастает удельный вес  товаров, принятых на консигнацию, а  также товаров с отсрочкой  платежа при оплате процентов  за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения  позитивны для предприятий, эффективно использующих коммерческий кредит в обороте.

С точки зрения эффективности  наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки  по авансовым платежам с учётом скидок, представляемых поставщиками за предварительную  оплату. Уровень валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости  в отчётном периоде составил 50.54%, а по отношению к товарообороту 33.57%. Однако эта форма, при всей её привлекательности, является наиболее рискованной, так как оплата товаров, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределённостью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределённость и риск. Такая форма расчётов наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.

Очевидно, такое  снижение обусловлено ростом себестоимости  по консигнационным товарам на 148 тыс. руб. и снижением валового дохода на 20 тыс. руб. При этом уровень валового дохода в отношении к себестоимости  снизился на 1.37%.

По товарам, приобретённым  в форме коммерческого кредита  с оплатой процентов, наблюдается  рост объёмов продаж, валового дохода и себестоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме  приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в отношении  к себестоимости. Увеличение этого  уровня (на 2.99%) отражает эффект, оправдывающий  увеличение себестоимости по данной форме.

Целесообразность  увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 тыс. руб. и увеличением  уровня валового дохода к себестоимости на 3.14%.

Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту  оказался наивысшим по товарам с  предварительной формой оплаты (2.98%), что при условии роста их товарооборота  указывает на более правильный выбор  торговой наценки по этим товарам  и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в  обороте.

Анализ также  показывает, что при снижении удельного  веса товаров, приобретаемых по срочной  оплате в обороте отчётного периода, возрастает их удельный вес по валовому доходу в сравнении с прошлым  периодом.

С точки зрения отчётной эффективности такие изменения  можно считать позитивными. Но следует  учесть и другое. Продажи товаров  со срочной оплатой в отчётном периоде составили всего лишь 99.19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту  по товарам со срочными расчётами  на 4.11% при снижении их товарооборота  свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением  торговой наценки, либо о недостаточности  запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учёта. Рост товарных запасов в отчётном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения товарных запасов, например, посредством увеличения поставок.

Снижение объёма продаж по товарам, приобретённым по срочной оплате за счёт банковского  кредита, привело к уменьшению суммы  валового дохода по этой статье на 5 тыс. руб. Рост уровня валового дохода по отношению  к себестоимости по данной форме  приобретения товаров делает их более  доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров  по ним более высок (17.98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 2), кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшением спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товарных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам. Причём чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издержки, нецелесообразно, так как оно приведёт к убыточности этих товаров. Методика определения издержек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп рассмотрена в специальной литературе.

Во втором случае потребуется пополнение товарных запасов  в соответствии со спросом покупателей.

Влияние изменений  в структуре товарооборота на изменение валового дохода можно  рассчитать методом процентных чисел (табл. 3).

Причём структуру  в этой методике можно рассматривать  в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние  соотношений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав графы «Б» табл. 3 следует включать соответствующие наименования или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений товаров по формам закупок и расчётов, в таблицу включают товарные группировки, объединённые по признаку форм закупки или расчётов, которые рассматривались выше. В общем, товарные группы в управленческом учёте и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с её практическими потребностями.

Оценивая влияние  изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход организации  изменяется в той степени, в какой  увеличивается или уменьшается  в общем объёме товарооборота  удельный вес товаров с более  высокими надбавками, и наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры  товаров также изменяет валовой  доход. Для определения степени  влияния товарной структуры на уровень  дохода методом процентных чисел  используем табл. 3.  

Таблица 3  
ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА НА ВАЛОВОЙ ДОХОД

Товары

Товарооборот,

тыс. руб.

Удельный вес  в товарообороте,%.

Средний уровень

торговой надбавки,%.

Средний валовой

доход от реализации товаров тыс. руб.

Процентные

числа, гр.4 * гр.5

Уровень валового дохода при отчётной структуре товарооборота  и базисном уровне валового дохода, гр.9/100

Пред-шеству-ющий период

Отчёт-ный период

Пред-шеству-ющий период

Отчёт-ный период

Пред-шеству-ющий период

Отчёт-ный период

Пред-шеству-ющий период

Отчётный период

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Ткани

1 410

1 298

9.00

8.00

13

23.6

183.30

306.33

103.99

 

2

Галантерея

4 700

5 679

30.00

35.00

16

20

752.00

1 135.80

559.96

 

3

Обувь

1 567

1 460

10.00

9.00

28

30

438.76

438.00

251.93

 

4

Хозяйственные товары

5 013

5 355

32.00

33.00

24

22

1203.12

1178.10

792.01

 

5

Платья

2 976

2 435

19.00

15.01

18.66

21

555.32

511.35

280.01

 
 

В целом по предприятию

15 666

16 227

100

100

20.00

22.00

3 133

3 570

1 987.89

19.88


 

В этой таблице сначала  определяют удельный вес товаров  делением объёма продаж по каждой группе на товарооборот в целом по предприятию по соответствующим периодам. Затем определяют средний валовой доход от продаж, как произведение товарооборота на средний уровень торговой надбавки по соответствующим периодам, с последующим делением на 100. После этого подсчитывают суммы среднего валового дохода товаров в целом по предприятию (итог гр.7 и гр.8 табл. 3).

Общий средний уровень  торговой надбавки в целом по предприятию  находится соответственно отношением суммы валового дохода в целом по предприятию к объёму продаж в целом по предприятию с последующим умножением на 100.

Затем находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчётного периода  на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе.

Далее рассчитывают сумму процентных чисел по гр. 9. Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень валового дохода (в  целом по предприятию) при отчётной структуре товарооборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок. Его ещё называют расчётным уровнем. Разность между расчётным уровнем  и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода покажет  изменение уровня валового дохода под  влиянием изменения структуры товарооборота (структурных сдвигов):

19.88 – 20 = -0.12%.

Итак, при условии  сохранения надбавок на уровне предшествующего  периода и фактическом изменении  отчётной структуры товарооборота  уровень валового дохода к товарообороту  уменьшился на 0.12%.

Чтобы найти абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных сдвигов в товарообороте, нужно отчётный объём реализации умножить на полученный уровень влияния  структуры (0.12%) и разделить на 100:

16 227 *(-0.12) / 100 = -19.47 тыс.  руб.

Вычитая из отчётного  уровня надбавок расчётный их уровень, получим влияние изменения уровня торговой надбавки по товарам имеющегося ассортимента на уровень валового дохода:

22 – 19.88 = 2.12%.

Следовательно, повышение  торговой надбавки на ткани, галантерейные  товары, обувь, платья, не смотря на снижение надбавки на хозяйственные товары, повысило уровень дохода на 2.12% или  на 344.01 тыс. руб. (16 227*2.12/100). То есть влияние  повышения надбавки на абсолютное изменение  дохода определено, подобно предыдущему  расчёту, умножением объёма реализации товаров на полученный уровень влияния  надбавки (2.12%) с последующим делением на 100.

Кроме этого, можно  определить и влияние товарооборота  на сумму валового дохода как произведение абсолютного изменения объёма продаж на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода:

(16 227–15 666) *20 / 100 = 112.2 тыс. руб.

Сложив влияния  факторов по уровням, имеем сумму, равную величине изменения среднего уровня торговой надбавки в целом по предприятию:

-0.12 + 2.12 = 22 – 20= 2%;

суммируя влияния  факторов по абсолютным значениям, получаем величину, равную абсолютному изменению  валового дохода в целом по предприятию:

-19.47 + 344.01 + 112.2 » 3 570 – 3 133 = 437 тыс. руб.

Полученные равенства (с точностью до округлений) подтверждают верность расчётов.

3. АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

Теоретической базой  анализа финансовых результатов  организации является принятая для  всех организаций, независимо от формы  собственности, единая модель хозяйственного механизма, основанная на формировании прибыли в соответствии с формой № 2 бухгалтерской отчётности «Отчёт о прибылях и убытках». Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим  в условиях рынка как независимые  товаропроизводители, единство целей  деятельности, единство показателей  финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и  распределения прибыли, единство системы  налогообложения.

Важнейшим источником формирования прибыли является валовой  доход от продаж. В промышленности он равен выручке за минусом материальных затрат на производство. Валовой доход  торговли: показатель, характеризующий  финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки  от продажи товаров и услуг  над затратами по их приобретению (ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстандарта России от 11.08.99 № 242-ст).

В изложении Госкомстата  России валовой доход от продаж торговых организаций определяется как разница  между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров без НДС  и налога с продаж (п. 12 инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического  наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №  П-2 «Сведения об инвестициях», №  П-3 «Сведения о финансовом состоянии  организации», № П-4 «Сведения о  численности, заработной плате и движении работников», утв. Пост. Госкомстата РФ от 19.01.2000 №4 (далее по тексту инструкция ГКС № 4)). В бухгалтерском учёте организаций торговли валовой доход от продаж рассчитывают также по специальной методике как сумму торговой надбавки (наценки, накидки), приходящейся на реализованные товары. Как было сказано, в отчёте о прибылях и убытках (форма № 2) валовой доход торговых организаций отражается по строке 029 «Валовая прибыль». Он равен разности между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом обязательных платежей из выручки) и покупной стоимостью проданных товаров (себестоимостью). К обязательным платежам, которые исключаются из выручки при определении финансового результата от продаж, относятся суммы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины и другие обязательные отчисления из выручки.

Информация о работе Значение, задачи и источники информации анализа финансовых результатов