Анализ путей совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические основы налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, а так же выявить и проанализировать пути совершенствования налогообложения по данному налогу.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучена история возникновения налога на добавленную стоимость в РФ;
раскрыта экономическая сущность и порядок налогообложения добавленной стоимости;
выявлена роль в образовании доходов бюджета;
исследован опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости;
проанализированы пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости;
рассмотрены тенденции изменения НДС в 2011 году.

Работа содержит 1 файл

Копия курсач 2.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Проблемы  совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную  стоимость, в настоящее время  являются чрезвычайно актуальными  для Российской Федерации. Начиная  с 1992 года, когда в стране впервые  был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг. НДС является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Все это делает актуальным исследование основных направлений совершенствования налога на добавленную стоимость в России.

    Целью данной курсовой работы является изучить  теоретические и практические основы налога на добавленную стоимость  в Российской Федерации, а так  же выявить и проанализировать пути совершенствования налогообложения  по данному налогу.

    Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

    1. изучена история возникновения налога на добавленную стоимость в РФ;
    2. раскрыта экономическая сущность и порядок налогообложения добавленной стоимости;
    3. выявлена роль в образовании доходов бюджета;
    4. исследован опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости;
    5. проанализированы пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости;
    6. рассмотрены тенденции изменения НДС в 2011 году.

      Объектом  курсовой работы является механизм налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации.

     Предметом является исследование путей совершенствования  НДС в России.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность данной темы курсовой работы, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель и поставлены задачи. В первой главе рассмотрена история возникновения НДС, его экономическая сущность и роль в формировании доходов бюджета. Во второй главе рассмотрены опыт применения НДС в зарубежных странах и возможные пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости и их анализ. В заключении подведен итог по всей курсовой работе путем краткого обозначения основных аспектов исследования. При написании курсовой работы использовано __ источников литературы. Всего работа занимает 34 страницы.  В работе содержатся: 1 рисунок, 2таблицы, 4 приложения.

    При написании курсовой работы были использованы труды В.Г. Панскова, А.В. Толкушкина, Ю.А. Крохина, Л.С. Коваль, законодательные нормативные акты, учебные пособия, интернет-источники, периодические печатные издания, монографии. 
 
 
 

    1 СУЩНОСТЬ  НДС И ЕГО МЕСТО В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ 

    1. История возникновения  НДС в  РФ
 
 

     Основным  налогом в советской налоговой системе являлся налог с оборота. Применение налога с оборота вызывало значительные расхождения в уровнях рентабельности в различных отраслях и на отдельных предприятиях. Стремление свести к минимуму подобные расхождения приводило к возникновению сотен различных ставок налога. Однако на практике это не способствовало обеспечению справедливости налогообложения [8, С.133].

     Осенью 1991 года в ходе обсуждений, которые  проводились в Правительстве  и Верховном Совете, в дополнение к рассмотренным вариантам налоговой реформы в качестве замены налога с оборота и альтернативы использованию НДС предлагалось введение акцизов, увеличение ставок подоходного налога, введение адвалорного налога с продаж, повышение ставок налога на прибыль.

     В условиях падения реальных доходов населения и обесценения его сбережений в результате либерализации цен, повышение ставок подоходного налога было совершенно неприемлемым решением, т.к. с психологической точки зрения рост прямых налогов всегда менее предпочтителен, чем повышение косвенных налогов [24, С.231]. Повышение ставок налога на прибыль также было нежелательным, вследствие уже существовавшего достаточно высокого уровня эффективной ставки налогообложения.

     Таким образом, введение НДС с высокой  ставкой 28% в 1992 году было, как представляется, наилучшим решением по сравнению с возможными тогда альтернативами. Оно позволило увеличить общий уровень налоговых изъятий. За счет преемственности НДС по отношению к налогу с оборота и по отношению к использовавшемуся в 1991 году налогу с продаж введение налога внесло не слишком значительные изменения в налоговую систему, вызвав минимально возможный скачок общего уровня цен [24, С.234]. Использование небольшого количества ставок (основная, пониженная и нулевая) позволило внести минимальные искажения в относительные цены. Техника взимания НДС обеспечила малые возможности уклонения от налога и тем самым необходимую бюджетную отдачу и уровень справедливости налоговой системы [19, С, 83]. Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» был принят 6 декабря 1991 года.

     Новый налог был более эффективен для  государства, так как обложению  им подлежал товарооборот на всех стадиях  производства и обращения. Также  необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что НДС являлся более простой  и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны [18, С.168].

     Ставка  НДС первоначально устанавливалась  в размере 28% для всех товаров и услуг, пониженная ставка в размере 15% на некоторые продовольственные товары. 16 июля 1992 года был принят закон РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ», который устанавливал с 1 января 1993 года стандартную ставку НДС 20% и пониженную ставку в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей. В настоящее время действует максимальная ставка равная 18%.

     Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и  играет ведущую роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней. 

     
    1.  Сущность НДС
 
 

     С экономической точки зрения НДС  представляет собой форму изъятия  в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и  услуг. Особенностью НДС является то, что независимо от стадий производственного цикла и сбыта каждый промежуточный участник этого процесса уплачивает НДС [6, С. 3]. Рассмотрим элементы данного налога (приложение А).

     Налогоплательщики

     Согласно  главе 21, ст. 143 НК РФ налогоплательщиками  НДС признаются:

    а) организации;

    б) индивидуальные предприниматели;

    в) лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

     Организации и индивидуальные предприниматели  освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 2 млн. рублей. Данная льгота не распространяется на лица, реализующие подакцизные товары [1].

     Перечень  объектов налогообложения поименован в ст. 146 НК РФ. В ст. 149 НК РФ установлен исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению (приложение Б).

     Поскольку НДС облагаются только операции, осуществляемые на территории Российской Федерации, важное значение приобретает порядок определения места реализации товаров (работ, услуг).

     Налоговая база определяется как стоимость  реализованных товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных  товаров) и без включения в  них НДС. При применении различных  налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, при применении одинаковых ставок – суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке [5, С.184].

     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:

    а) таможенной стоимости этих товаров;

    б) подлежащей уплате таможенной пошлины;

    в) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) [1].

     Расширение  параметров, формирующих структуру  налоговой базы данного вида налога, явилось отступлением от его экономического основания, что в свою очередь потребовало введения внесистемного элемента с режимом налогового вычета и предопределило произвольный характер налога на добавленную стоимость, а также дефектность налоговых норм с точки зрения требований юридической техники.

     Налоговым периодом по данному налогу является квартал.

     Общая налоговая ставка составляет 18% от налоговой  базы. Льготная (пониженная) ставка в  размере 10% установлена для ряда социально значимых категорий товаров, кроме того, для ряда объектов устанавливается нулевая ставка (приложение В).

       Сумма НДС исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете –  как сумма НДС, полученная в  результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по каждой ставке.

     Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно  ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения и совершенным  в налоговом периоде.

     Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщиков, которые обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Важное  значение при уплате НДС имеют  налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

     Таким образом, фактически сумма НДС представляет собой разницу между суммой НДС, уплаченной налогоплательщику покупателями его товаров (работ, услуг), и суммой НДС, уплаченной ранее самим налогоплательщиком поставщикам различного рода товаров (работ, услуг) [1].

     Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от  подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за  товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим [21, С. 245].

     Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых  тем или иным плательщикам, государство  имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета. 
 

     
    1.  Роль  НДС в формировании доходов  бюджета
 
 

     В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Информация о работе Анализ путей совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ