Договор оказания туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, обусловлена тем, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов договора оказания туристских услуг и содержание самого договора.
Объектом исследования является оказания туристских услуг. Предметом исследования является – рассмотрение подробного содержание договора.
Задачи:
1)Определить основные понятия договора оказания туристских услуг
2) Рассмотреть классификацию договора оказания туристских услуг
3) Изучить условия договора оказания туристских услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг

1.1 Основные понятия договора оказания туристских услуг….....................5
1.2 Классификация договора оказания туристских услуг……………………14

Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг

2.1 Условия договора оказания туристских услуг…………………………..16

2.2 Права и обязанности сторон………………………………………………..20
2.3Ответственность сторон за нарушение договора…………………………24

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список …………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая Коч.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     При невозможности использовать приобретенную  услугу по назначению потребитель вправе потребовать предоставления ему  в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков. Данное право может быть реализовано до отправления в поездку в случае, когда путевка приобретается заранее.

     Следующий вид ответственности - это ответственность  за нарушение сроков оказания услуг. Чаще всего турфирмы уже после  заключения договора переносят сроки  начала и окончания путешествия, объясняя это отсутствием билетов  на самолет, номеров в гостинице и т.п. Однако в силу ст. 314 ГК РФ и ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательства должны исполняться в срок, установленный договором. В случае просрочки турист вправе:

  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуги и потребовать уменьшения цены за оказание услуги. Соглашение о переносе срока также должно быть оформлено в письменном виде и подписано двумя сторонами. Чаще всего турфирмы делают исправления в договоре или путевке и не обязывают туриста подписаться под исправлениями. Такой перенос срока будет односторонним изменением условий договора. Как показывает практика, ни одна турфирма при переносе срока путешествия не уменьшает цену путевки. Вероятнее всего, потому, что турист даже не подозревает о такой возможности;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, причиненных туристу в связи с нарушением сроков начала и окончания путешествия. Убытки должны быть возмещены в течение 10 дней после предъявления соответствующего требования туристом. За нарушение данного срока ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойку в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).

     Цена  оказанной услуги, возвращаемая при расторжении договора, а также учитываемая при уменьшении цены оказанной услуги, рассчитывается исходя из цены услуги на день удовлетворения требования о расторжении договора (в случае повышения цены). А в случае снижения цены на оказанную услугу - на день приобретения путевки.

     При расторжении договора об оказании услуги, если исполнитель своевременно не приступил  к ее оказанию, турфирма не вправе требовать  возмещения своих затрат, произведенных  в процессе оказания услуги, а также  платы за уже оказанную услугу. Фирма не может удержать с туриста при расторжении договора свои расходы на получение визы на туриста, приобретение на его имя авиабилетов и т.п. Это относится и к расходам, произведенным фирмой непосредственно в стране временного пребывания туристов.

     Статья 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»  предусматривает взыскание с  турфирмы за нарушение установленных  сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристом новых сроков за каждый день просрочки  неустойку в размере 3% цены путевки (но не более цены путевки). Если исполнителем были нарушены установленные сроки начала и окончания оказания услуги, неустойка взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма не может превышать общую цену заказа.

     Законодательством о защите прав потребителей предусматривается ответственность турфирмы за обнаруженные туристом недостатки в выполненной работе. Недостаток - несоответствие услуги стандарту, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям к качеству услуги. Существенным недостатком является тот, который делает невозможным или недопустимым использование услуги в соответствии с ее целевым назначением, либо который не может быть устранен либо делает результат услуги иным, чем предусмотрено договором, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. В силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» обнаружение в уже оказанной услуге недостатков дает право туристу по своему выбору требовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Предположим, туриста поселили в отель худшей категории, так как в отеле, предусмотренном договором, не оказалось свободных мест. Фирма должна за свой счет переселить туриста в другой отель. Если же турист был вынужден сам оплатить свое проживание, то турфирма обязана компенсировать его затраты;
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Например, туристу пришлось проживать в отеле более низкой категории либо какие-то из оплаченных экскурсий не состоялись - фирма обязана вернуть разницу в стоимости;
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

     Обнаружение существенного недостатка в уже  оказанной услуге или существенного  отступления от условий договора дает туристу право расторжения договора и возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги. Эти убытки также должны быть возмещены в 10-дневный срок с момента предъявления соответствующего требования туриста. За нарушение этого срока предусматривается взыскание с фирмы в пользу туриста за каждый день просрочки неустойки в размере 3% стоимости путевки (но не более стоимости путевки).

     Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих  правил начисления и взыскания неустойки; суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.

     Закон также предусматривает, что, если в  результате исполнения договора, ущемляющего  права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме этого, при вынесении решения в пользу туриста суд вправе вынести решение о взыскании с турфирмы, нарушившей права потребителя (туриста), в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя (туриста). Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» говорит о том, что при удовлетворении требований потребителя о защите его прав, закрепленных в Законе РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены исполнителем в добровольном порядке, в каждом случае надлежит обсуждать вопрос о необходимости взыскания штрафа в размере цены иска независимо от того, заявлялось ли такое требование. Суду также дано право снизить размер штрафа.

     Претензии к качеству туристского продукта должны быть предъявлены туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и рассмотрены в течение 10 дней с даты получения претензий (пункт 21 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта.

     Ответственность исполнителя услуг по договору оказания туристских услуг - частный случай ответственности исполнителя услуг по договору возмездного оказания услуг. По сравнению с общими положениями об ответственности исполнителя услуг, отличия ответственности исполнителя услуг по данному договору связаны с особенностями отношений по туристскому обслуживанию: возложением организатором путешествия исполнения туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; ответственностью организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение.

     По  мнению специалистов, для уяснения и правильного решения рассматриваемых  вопросов, которые для нашей правовой доктрины и практики во многом являются новыми, полезно ознакомиться с зарубежным законодательством, доктриной и практикой в данной области.

     Внесенные в Гражданское уложение нормы  о туристическом договоре конструируют его как соглашение о предоставлении турфирмой всей совокупности услуг по поездке и ее ответственности. Посреднический статус турфирмы (например, только заказ билета или гостиницы) должен быть четко и недвусмысленно выражен.

     Соответственно  нормы ГГУ дают туристу широкие  правомочия в отношении турфирмы в случае нарушения его прав. Турист может требовать устранения недостатков обслуживания, снижения цены поездки, расторжения заключенного договора, а кроме того, возмещения понесенных им убытков. В качестве таковых в литературе приводятся следующие примеры: падение на плохо уложенном гостиничном ковре, заболевание вследствие некачественности пищевых блюд, хищение багажа при автобусной поездке. Между тем турфирмы по-прежнему продолжают включать в свои каталоги и рекламу условие об ограничении их ответственности. Однако в силу норм Уложения такое ограничение ответственности не может быть ниже трехкратной стоимости турпоездки и не распространяется на случаи причинения вреда здоровью.

     Помимо  сказанного, турист вправе требовать  от турфирмы в случае срыва поездки  или существенного ее ухудшения соразмерного денежного возмещения и за напрасно использованное время отпуска. Эта норма, воспринявшая ранее сложившуюся судебную практику, дает право на возмещение морального вреда, который должен оцениваться по совокупности всех обстоятельств.

     Ввиду возможной и встречающейся неплатежеспособности турфирмы, некоторые из которых являются мелкими обществами с ограниченной ответственностью, действует правило Гражданского уложения, согласно которому турфирма должна предъявлять туристу страховое свидетельство кредитного института о ее платежеспособности, а при отсутствии такового турфирма до окончания поездки вправе требовать от туриста не более 10% стоимости тура.

     В Федеральном законе "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" (№ 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ)  в Главе VII.I содержится положение о требованиях к предоставляемому финансовому обеспечению, о размерах и сроках его действия, основания и порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также положения непосредственно о договоре страхования ответственности туроператора.

     По замыслу законодателей договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

     Проанализировав главу VII.I Закона, можно прийти к выводу, что в договоре страхования или в банковской гарантии должны обязательно содержаться следующие условия:

  • условие, предусматривающее право туриста и (или)иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта с турагентом, при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4 Закона, обратиться к страховщику или гаранту с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);
  • размер финансового обеспечения не менее указанного в статье 17.2 Закона;
  • срок действия финансового обеспечения не менее одного года.

     Согласно статье 17.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 этого же Закона (о них будет сказано далее), финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

  • во-первых, возврат денежных средств, внесенных всчет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;
  • во-вторых, выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее – расходы по эвакуации).

     Итак, любые суммы, предоставление которых туристу и (или) иному заказчику гарантируется финансовым обеспечением, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований туриста и(или) иного заказчика, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой. В той же статье 17.1 Закона дается определение понятиям «расходы по эвакуации» и «реальный ущерб». Под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации. В то время как в состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта17

     
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Как известно, туризм в основном является сферой услуг, поскольку предметом  большинства заключаемых здесь  сделок (договоров) являются услуги (гостиничные, транспортные, питания и т.д.). Один из наиболее распространенных договоров оказания услуг является договор оказания туристских услуг.

     Договор оказания туристских услуг это договор, по которому одна сторона обязуется  предоставить комплексные или отдельные туристские услуги другой стороне, оказывая их непосредственно туристам, являющимся клиентами отправляющего туроператора в соответствии с договорами, заключенными между последними, а отправляющий туроператор обязуется направить согласованное число туристов и оплатить предоставленные услуги.

     В ходе курсовой работы было определено, что договор оказания услуг по туристских услуг является публичным договором, так как для него характерны два признака: во-первых, он может быть заключен только туристской фирмой и, во-вторых, деятельность туристической фирмы является публичной.

     Так же были изучены условия договора оказания туристских услуг, к ним  относят: информация о туроператоре, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, общая цена туристского продукта в рублях и другие. В новом законе было определено, что отныне претензии туристы или заказчики предъявляют только туроператору, а не только туроператору или турагентству, как это было на практике раньше. Кроме того, теперь в договоре обязательно должны быть указаны положения, касающиеся финансового обеспечения и выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 24 нояб.1996г. № 132-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 окт. 1996г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 нояб. 1996г.: в ред. Федер. Закона от 27 дек.2009г. №  365-ФЗ// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристического продукта : Постановление Правительства РФ от 11. 02.2002 г. . // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Информация о работе Договор оказания туристских услуг