Договор на оказание туристских услуг: правовая природа, существенные условия

Автор: m********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:26, реферат

Описание работы

В настоящее время рынок туристических услуг стремительно развивается, растет количество лиц, выезжающих на отдых за рубеж. Одновременно, растет и количество судебных споров между туристами с одной стороны и турагентами и туроператорами с другой. Причины конфликтных ситуаций могут быть самыми разнообразными, в средствах массовой информации то и дело появляются сообщения об обманутых туристах, как в свое время это было с обманутыми вкладчиками и обманутыми дольщиками. Такой масштабный рост этой отрасли действительно породил множество недобросовестных участников рынка туристских услуг. Все это потребовало от законодателя усложнения правовой регламентации данного вида правоотношений, которое, однако, было недостаточно проработано, что и вызывает сегодня большие сложности в правоприменительной практике.

Работа содержит 1 файл

право.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

1. Договор на оказание туристских услуг: правовая природа, существенные условия

В настоящее время  рынок туристических  услуг стремительно развивается, растет количество лиц, выезжающих на отдых за рубеж. Одновременно, растет и количество судебных споров между туристами с одной стороны и турагентами и туроператорами с другой. Причины конфликтных ситуаций могут быть самыми разнообразными, в средствах массовой информации то и дело появляются сообщения об обманутых туристах, как в свое время это было с обманутыми вкладчиками и обманутыми дольщиками. Такой масштабный рост этой отрасли действительно породил множество недобросовестных участников рынка туристских услуг. Все это потребовало от законодателя усложнения правовой регламентации данного вида правоотношений, которое, однако, было недостаточно проработано, что и вызывает сегодня большие сложности в правоприменительной практике.

Сегодня особенности  продвижения туристского продукта регулируются Федеральным законом  «Об основах туристкой деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24.11.1996г.

 
В настоящей статье нас больше интересует ответ на вопрос, какова правовая природа  договора по реализации туристского  продукта. Данная неопределенность объясняется  в первую очередь тем, данный вид  договора напрямую не поименован а  Гражданском кодексе РФ, а значит, на основании некоторых признаков он может быть отнесен к договорам, которые прямо упоминаются в Гражданском кодексе и к нему будут применены императивные правила, отнесенные к конкретному виду договоров.

 
Несмотря на разнообразие обозначений, сущность всех этих договоров выражается в предоставлении комплексной туристской услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и других услуг в сфере туризма.

 
В российской юридической науке  разграничение договора возмездного  оказания услуг и договора купли-продажи представляется малоинтересным, так как договор возмездного оказания услуг, в отличие от договора подряда, не предполагает ни создание вещи, ни последующую ее передачу подрядчику. Однако данный вопрос совершенно неожиданно приобрел практическое значение в связи с появлением Закона о туристской деятельности, который определяет отношение между туристом и туроператором (турагентом) как отношение по розничной купле-продаже турпродукта, т.е., как следует из ст. 1 Закона, купле-продаже права на комплекс различных услуг в сфере туризма.

 
В связи с этим следует выделить две наиболее распространенные точки  зрения на данную проблему. Одна из них  совпадает с позицией авторов  Закона о туристской деятельности. Сторонники данной позиции рассматривают турпродукт как товар  или же как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с туристом.

 
Одним из аргументов сторонников турпродукта - товара (имущественного права) является, по их мнению, возможность более гибкого ведения бухгалтерского учета и налогообложения операций, связанных с его (турпродукта) формированием, продвижением и реализацией. Кроме того, использование данной конструкции позволяет более эффективно защищать интересы потребителей услуг, в том числе от недобросовестных действий контрагентов туроператора.

 
Иная правовая позиция сводится к тому, что правовой формой данных отношений является договор возмездного  оказания услуги, они (отношения) ничем  не отличаются от отношений, например, с аудиторской фирмой того, кто обращается за соответствующими услугами. В том и другом случае сущность договора состоит в возникновении у одного лица (туриста, клиента аудиторской фирмы) права по отношению к контрагенту требовать оказания последним определенных услуг. Определение же предмета договора на туристское обслуживание как возмездной передачи товара (или имущественных прав) не только не отвечает сущности договора и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий.

 
Определенную ясность внес Верховный  Суд РФ, который, рассматривая в порядке  надзора конкретное дело, указал, что  отношения между покупателем  и туристской фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг. Так, в п. 2 ст. 779 ГК РФ говорится только, что к отношениям по туристскому обслуживанию применяются правила, предусмотренные главой 39 ГК РФ.

 
По нашему мнению, туристское обслуживание является комплексным понятием, т.е. включает в себя разнообразные услуги (перевозку, размещение, питание и многие другие), которые предлагаются в совокупности.

 
С учетом изложенного, а также положений  главы 39 ГК РФ, договор по туристскому  обслуживанию представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления международной туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых в сфере международного туризма является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить.

 
Договор на туристское обслуживание является консенсуальным, что вытекает из самой  природы туристского обслуживания, включающего в себя выполнение разнообразных действий юридического и фактического порядка. Оказанию услуг предшествует согласование между сторонами существенных условий, предусмотренных в ст. 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

 
Договор на туристское обслуживание имеет  двусторонний характер. Это означает, что он порождает права и обязанности  для каждого из его участников. При этом права и обязанности  сторон по договору являются взаимообусловленными: права туроператора соответствуют обязанностям туриста, и наоборот, праву туриста противостоит обязанность туроператора.

 
Договор на туристское обслуживание является возмездным договором. Каждый из его  субъектов имеет имущественный  интерес, то есть обладает правом на получение встречного удовлетворения: турист получает согласованное обслуживание, организатор путешествий - определенную договором денежную сумму.

 
Для заключения договора, порождающего желаемые для сторон правовые последствия, требуется согласование всех его существенных условий (ст. 432 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК). Прежде всего сторонам необходимо согласовать условия, которые названы законом существенными. Однако во многих случаях это оказывается обременительным для сторон, поскольку законодатель зачастую необоснованно расширяет круг существенных условий.

 
Показательный пример - перечень существенных условий, содержавшийся в первоначальной редакции Федерального закона от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)». В ст. 15 названного Закона содержалось одиннадцать существенных условий договора лизинга. Анализ показал, что большинство из них вовсе нельзя считать существенными, на что и обращалось внимание учеными. Не случайно в новой редакции Закона о лизинге число существенных условий сокращено с одиннадцати до одного - условия о предмете. Подобные изменения подтверждают то, что в первоначальной редакции условия были произвольно отнесены к существенным законодателем.

 
ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержит одиннадцать существенных условий договора, заключаемого между туроператором и туристом, в число которых входит даже условие о минимальном числе туристов в группе и об условиях безопасности туристов (ст. 10). При этом исследователями отмечается, что не все одиннадцать условий являются существенными. Действительно, к существенным должны относиться только те условия, которые выражают природу договора - характерные черты соответствующего договорного типа, без согласования которых договор невозможно исполнить. Однако большинство из данных одиннадцати условий не обладают указанными признаками.

 
В Законе о турдеятельности называются два вида субъектов, осуществляющих туристскую деятельность: туроператор  и турагент, понятия которых не раскрываются. Различие между ними можно установить на основании определений туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона о турдеятельности к туроператорской относится деятельность по организации, продвижению и реализации турпродукта, а к турагентской - деятельность по его продвижению и реализации. При этом понятия «организация турпродукта» и «реализация турпродукта» в Законе о турдеятельности также не определены. А поскольку в соответствии со ст. 10 данного Закона турист вправе требовать предоставления всех услуг как от туроператора, так и от турагента, многие правоведы, применяя указанные положения закона к договору по туристскому обслуживанию, полагают, что последний может заключаться как туроператором, так и турагентом.

 
Необходимо отметить, что ФЗ «Об  основах туристской деятельности» при заключении договора на туристское обслуживание определяет разный набор существенных условий в зависимости от того, туроператор или турагент являются стороной по сделке.

 
Для туроператора определены следующие  существенные условия договора:

  1. «полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
  2. размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  3. сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
  4. общая цена туристского продукта в рублях;
  5. информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
  6. права, обязанности и ответственность сторон;
  7. условия изменения и расторжения договора;
  8. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
  9. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии».

 
Для турагента вышеназванные существенные условия дополняются:

  1. «полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;
  2. информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
  3. информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».

 
Таким образом, договор на туристское обслуживание является особым, непоименованным договором российского гражданского оборота, к которому применяются нормы главы 39 ГК. Вместе с тем, этот договор обладает несколько иной правовой природой, что привносит множество неясностей, которые, между тем, до настоящего времени  правоприменительной практикой не разрешены.
 

2. Договор на оказание туристических услуг

   После того как вы выбрали фирму и тур, приступайте к заключению договора.

   Договор —  это не обязательно бумага с надписью «договор», подписанная двумя сторонами, это может быть туристический ваучерили путевка, выданные на ваше имя.

   При заключении договора важна не форма, а содержание. Имейте в виду, что если вместо договора (как бы он ни именовался) вам выдают только квитанцию об уплате денег, то свои права потом, в случае их нарушения, вам будет защитить чрезвычайно сложно — как вы докажете, что вам обещали одно, а предоставили совсем другое?

   В договоре с туристической фирмой ваш отдых  должен быть расписан до мелочей. В  этом случае вы, во-первых, будете точно  знать, что вас ожидает, а во-вторых, если условия договора не будут соблюдены, сможете защищать свои нарушенные права. Помните также, что договор — дело двустороннее, и если вас что-то не устраивает в стандартном договоре, предлагаемой турфирмой, вы можете попросить изменить договор в соответствии с вашими пожеланиями, оговорить некие особые условия вашего договора.

   Помните, устные обещания к делу не подошьешь, поэтому  просите все, что вам обещают, заносить в текст договора. В какой  бы форме ни заключался договор, в  нем должна содержаться информация, о которой речь пойдет ниже.

Стороны договора

   Согласно  действующему гражданскому законодательству, сторонами договора являются лица, у которых возникают права  и обязанности по данному договору и которые несут по нему ответственность.

   Помните, что исполнителем услуги является не сотрудник фирмы, который подписывает договор, а сама фирма. Поэтому обязательно проверьте полномочия лица, подписывающего договор от имени фирмы, чтобы впоследствии этот договор не был признан недействительным, так как подписан неуполномоченным лицом.

   Иногда  коммерческие фирмы приобретают  путевки для своих сотрудников  и оплачивают их со счета фирмы. В  законодательстве это называется «договор в пользу третьего лица». Права и  обязанности по такому договору возникают  не у фирмы, купившей путевки, а у конкретных сотрудников, их получивших. Следовательно, и ответственность за исполнение договора туристическая фирма несет не перед организацией, заплатившей за путевки, а перед гражданами, которые этими путевками воспользуются. Если договор заключается в пользу третьих лиц, необходимо сделать в договоре соответствующую запись, например: «...ТОО «АРС», действующее в интересах своих сотрудников...» При наличии такой записи отношения между туристом и туристической компанией регулируются законодательством о защите прав потребителей, несмотря на то что договор заключался между двумя юридическими лицами.

Информация о работе Договор на оказание туристских услуг: правовая природа, существенные условия