Формы, виды, методы налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: Целью курсовой работы является исследования видов, форм и методов налогового контроля.
Объектом исследования: налоговый контроль
Предметом исследования: виды, формы и методы налогового контроля.
Задачи:
─ проанализировать общие положения о налоговом контроле;
─ раскрыть виды, формы и методы налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 53.29 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность  темы курсовой работы продиктована тем, что налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределенность в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов.

     В условиях все большего перехода к  рыночным методам управления в России прежние возможности воздействия  государства на экономику сокращаются  и в этих условиях налоги становятся одним из важнейших инструментов осуществления его экономической  политики.

     Налогоплательщик  всегда стремится защитить свой имущественный  интерес от налоговых изъятий. В  такой ситуации государство вынуждено  выработать особый механизм взаимодействия с налогоплательщиками, призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими  налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять  правильность, полноту и своевременность  выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, а при необходимости - принуждать их к выполнению таких  обязательств. В налоговом законодательстве России данный механизм получил название "налоговый контроль".

     Необходимо  отметить, что вопросы налогового контроля, к сожалению, еще не получили в науке налогового права должного внимания и тщательного рассмотрения.

     Отсутствие  в течение длительного времени  законодательно утвержденного определения  налогового контроля привело к тому, что многие научные и практические работники предпринимали попытки дать свое определение этого понятия. В результате в научной литературе встречается множество определений понятия "налоговый контроль".

     Вышеизложенное  обусловило следующую постановку цели работы - изучение налогового контроля.

     Цель: Целью курсовой работы является исследования видов, форм и методов налогового контроля.

     Объектом  исследования: налоговый контроль

     Предметом исследования: виды, формы и методы налогового контроля.

     Задачи:

     ─ проанализировать общие положения о налоговом контроле;

     ─ раскрыть виды, формы и методы налогового контроля.

     

 

     1.ОРГАНИЗАЦИЯ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

     1.1 Правовая база

     При осуществлении своей работы государственные  налоговые инспекции руководствуются  определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и  дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

     На  первом месте стоит основной закон  страны - Конституция РФ. Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые  отношения, имеют высшую юридическую  силу, прямое действие и применяются  на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

     С 1 января 1999 г. вторым по значимости является  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

     1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

     2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов и сборов;

     3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов и сборов;

     4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах и сборах;

     5) формы и методы налогового контроля;

     6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

     7) порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

     В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых  отношений и при осуществлении  налогового контроля.

     Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и  распоряжения Правительства РФ по налогам  и другим обязательным платежам (в  них в основном определяются налоговые  ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и  содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов  в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные  подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов  и районов.

     1.2 Необходимость и содержание налогового контроля

     Как известно, налоговый контроль, является частью финансовой системы1, призван стимулировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов. Основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства, регулирующего процесс поступления финансовых ресурсов в специальные централизованные фонды публичных субъектов, необходимые последним для выполнения возложенных на них функций.

     Согласно  определению, представленному в  ст.82 НК РФ, налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиков сборов законодательства о налогах и сборах.

     При анализе гл.14 «Налоговый контроль»  НК РФ складывается впечатление, что  основная цель налогового контроля –  это мероприятия, связанные с  первоначальной регистрацией налогоплательщиков и последующей их проверкой. Однако не совсем верно рассматривать налоговый  контроль только как инструмент, используемый для сбора не уплаченных в срок налогов и регистрации потенциальных нарушителей. Не менее важными и действенными с точки зрения поступления налогов являются профилактические мероприятия и контроль, осуществляемый непосредственно  в процессе исчисления и уплаты налогов. К сожалению, в отечественной практике указанные мероприятия не носят системного характера.

     Объект  налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений  публичного характера, возникающих  в процессе  взимания налогов  и сборов и привлечения нарушителей  налогового законодательства к ответственности. Что касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора. Предметом налогового контроля в первую очередь является своевременность и полнота исполнения  налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.23 НК РФ, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

     Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения  и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение  налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами  физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных  расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

     К числу основных задач налогового контроля относятся:

     ─ неотвратимое наказание нарушителей  законодательства о налогах и  сборах;

     ─ обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные  внебюджетные фонды);

     ─ предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а так  же возмещение ущерба, причиняемого государству  в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

     Содержание  налогового контроля включает: проверку выполнения физическими лицами и  организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов; проверку постановке на учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей; проверку правильности ведения бухгалтерского ( налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений; проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам; проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов; проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством; проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; проверку о правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением; предупреждение и пересечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности; возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

     Налоговый контроль включает в себя следующие  стадии:

     ─ регистрация и учет налогоплательщиков;

     ─ прием налоговой отчетности;

     ─ осуществление камеральных проверок;

     ─ начисление платежей к уплате;

     ─ контроль за своевременной уплатой  начисленных сумм;

     ─ проведение выездных налоговых проверок;

     ─ контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных  финансовых санкций и административных штрафов.

     С учетом всего сказанного можно сделать  вывод о том, что налоговый  контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему  наблюдения за финансово-хозяйственной  деятельностью налогоплательщиков  с целью ее оптимизации для  качественного исполнения налогового законодательства. Особая роль налогового контроля заключается также в  необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления  бюджетных доходов, соблюдения налоговой  дисциплины как условия качественного  выполнения обязательств перед государством  физическими и юридическими лицами.

     1.3 Органы, осуществляющие  налоговый контроль

     Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Федеральная Налоговая Служба РФ), осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства2. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и др.

     Поэтому особенно важным в настоящее время  является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и  разграничение функций, ответственности  за исполнение обязанностей, связанных  с налоговым контролем. 

Информация о работе Формы, виды, методы налогового контроля