Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин Рос-сии. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

Содержание

1. Понятие гражданства.
3

2. Гражданство в Российской Федерации
6


2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.
Приобретение гражданства

Прекращение гражданства

Двойное гражданство

Гражданство и брак

Правовое положение иностранцев

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Право на политическое убежище
6

8

9

9

10

11

13

3. Государственные органы по делам гражданства
14

4.
Список литературы.
15

Работа содержит 1 файл

правоведение мухортова.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Российское законодательство следует по этому же пути. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражда­нином независимо от места рождения. Ребенок также стано­вится гражданином России, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другой является лицом без граждан-ства (место рождения при этом не имеет значения). Но если вторым родителем является ино-странный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письмен-ным соглашением родителей (место рождения зна­чения не имеет), а если соглашения нет, то ребенок приобре­тает российское гражданство при условии, что он родился на территории России, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства.

Некоторую сложность представляет определение граж­данства ребенка, родившегося на территории России, роди­тели которого являются иностранцами. В этом случае ребе­нок становится гражданином Российской Федерации, если соответствующие государства не пре-доставляют ему своего гражданства или если родители состоят в гражданстве дру­гих респуб-лик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.

Соблюдая общепринятые порядки в определении граж­данства по рождению, Россий-ская Федерация в максималь­ной степени обеспечивает возможность приобретения российс-кого гражданства по рождению.

в) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распро­страняется на шесть категорий лиц, которые могут сравни­тельно просто приобрести российское гражданство путем подачи заяв-ления в органы внутренних дел (т. е. не оформ­ляя ходатайства о приеме в гражданство).

Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родст­венник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно, речь идет о регистра­ционном приобретении гражданства мужем или женой, сы­ном или дочерью российского гражданина. В порядке регист­рации приобретается также российское граждан-ство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один из родите­лей был граждани-ном России, но которое приобрело иное гражданство по рождению; такие лица могут приоб-рести гражданство России в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста (т. е. до 23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших ее граждан, ро-дившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российского граж-данства.

Другие категории, предусмотренные данной статьей Закона, либо воспользовались своим правом и получили российское гражданство в порядке регистрации, либо потеряли это право в связи с истечением предусмотренных Законом сроков.

г) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом Рос-сийской Федерации по личному ходатайству. О приеме в гражданство ("натурализации") может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на тер­ритории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.

Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ре-бенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, тех-ники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими инте-рес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществле-нии общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на террито­рии России.

Однако предусмотрены и прямые основания для откло­нения ходатайства о приеме в граж-данство Российской Фе­дерации тех лиц, которые:

       выступают за насильственное изменение конституцион­ного строя Российской Федерации;

       состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Рос­сийской Федерации;

       осуждены и отбывают наказание в виде лишения свобо­ды за действия, преследуемые по законам Российской Феде­рации.

Эти ограничения также распространяются на приоб­ретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18) и на восстановление в гражданстве Российской Федерации

(ч. 3 ст. 20).

д) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усынов-лением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское граждан­ство прекращено в связи с изменением гражданства родите­лей (они могут восстановить гражданство Российской Феде­рации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском гражданстве также подлежат те, кто утратил его на основа-нии Указа Президиума Верхов­ного Совета СССР о выходе из гражданства СССР лиц, пере­селяющихся из СССР в Израиль, от 17 февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российского гражданства. Наконец, любой человек, ранее состоявший в граж-дан­стве Российской Федерации, может ходатайствовать о вос­становлении российского граж-данства.

е) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (ст. 21). Право на выбор гражданст­ва в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим опре-делять свою граж­данскую принадлежность — сохранить прежнее гражданст­во или приоб-рести российское. Порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором Российской Фе­дерации.

ж) Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства, касающих­ся детей и недееспособных (ст. 25—31).

 

2.2. Прекращение гражданства.

Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Кон­ституции России, согласно кото-рой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекра-щения гражданства Российской Федерации.

а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родите-лей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.

Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное ли-цо имеет имущественные обяза­тельства перед физическими или юридическими лицами Рос­сийской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Дан-ная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уго-ловного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное осно-вание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведе-ний и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном по-рядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к от-ветственности.

При этом отмена решения о приеме в российское граж­данство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким ли­цом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приоб-ретено незаконным пу­тем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гра­жданство России — пять лет.

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (опта-ция). Если какая-то террито­рия выходит из состава Российской Федерации, то граждане Рос-сии, проживающие на этой территории, вправе прекра­тить российское гражданство (ст. 21).

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматри­вает некоторые дополнительные основания прекращения гра­жданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

 

2.3. Двойное гражданство.

Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В та­ком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают од­новременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не толь­ко права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким ли­цам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство ино-странного государства, т. е. двой­ное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Феде­рации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин мо­жет иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если междуна­родного договора с соответствующим государством у Россий-

ской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при усло-вии отказа лица от прежнего гражданства.

Конституция ясно указывает, что приобретение гражда­нином Российской Федерации второго гражданства не меня­ет его правового статуса как гражданина России. За ним сохра-няются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из рос-сийского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным догово-ром Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.

 

2.4. Гражданство и брак.

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возни-кают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интересов женщин предусматривает, что заклю-

чение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во время существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они стано­вятся все более распростра-

ненными. В связи с этим Закон о гражданстве (ст. 6) закрепил три важные нормы: заклю-

чение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к граждан-

ству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства; изменение граж-

данства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга; рас-

торжение брака не влечет за собой изменения граж­данства родившихся в этом браке или усыновленных детей; На защиту интересов детей направлены положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей, а в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии согласия детей. При изменении гражданства родителей, лишенных родитель-ских прав, гражданство детей не изменяется.

Но в жизни часто встречаются случаи изменения граж­данства родителей (приобре-тения российского гражданства или его прекращения). В таких случаях соответственно из­меняется гражданство детей, причем сохраняется условие получения согласия на это детей в возрасте от 14 до 18 лет. Когда же российское гражданство приобретает один из ро­дителей, то ребенку предоставляется гражданство Россий­ской Федерации при наличии ходатайства этого родителя и письменного согласия другого. При прекращении российско­го гражданства одного из родителей за ребенком сохраняет­ся гражданство Российской Федерации — оно может быть прекращено только с согласия обоих родителей и при усло­вии предоставления ему иного гражданства. Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усыновлению.

 

2.5. Правовое положение иностранцев.

В результате проводимого Российской Федерацией курсa на преодоление тоталитар-ного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории РФ ста­ло проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности нарав-не с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. Ж2). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, пока выполняет Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., хотя многие его положения перестали действовать. Иностранными гражданами в России признаются лица,

не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей при-надлежности к гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство. В понятие "иностранные граждане" включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дип-ломатических и Консульских представительств (и члены их семей), постоян­но проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, вы-данные органами МВД России, а также лица, временно пребываю­щие в России (члены эки-пажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и куль­туры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, право-вое положение которых регули­руется специальными актами.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации