Источники налогового права. Виды источников налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Источники налогового права.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

    Правовой прецедент – решение административного или судебного органа по конкретному делу, ставшее впоследствии эталоном (образцом) при рассмотрении аналогичных дел в будущем. При рассмотрении юридического дела обязательным для «последователей» является не всё решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи. Правовой прецедент доминирует и является основной формой права в странах англосаксонской правовой семьи (Англия, Австралия, США и др.). В странах СНГ он также имеет место, хотя официально не зафиксирован в качестве источника права.

    Правовая доктрина (юридическая наука) различные научные труды (комментарии законов, трактаты, монографии, статьи и т.д.), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.

    Правовая  доктрина на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известных юристов считались источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет «наиболее предпочтительные выводы Абу Ханифы». Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить: в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

    В Украине и Республике Молдова  юридическая наука играет большую  роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. К сожалению, никогда  судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов. Представляется, что это еще одно вредное последствие тоталитарной государственной системы, укрепившейся в наших странах, в которой только акты государственной власти имели силу, а все остальные документы и источники относились к разряду вспомогательных и несущественных. Мировой опыт свидетельствует, что значение правовой доктрины как формального источника права уменьшается, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования и правореализации возрастает.

    Роль  правовой доктрины как жизненно важного  источника права проявляется  в том, что она создает понятия  и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая  наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

    Договоры нормативного содержания – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Они имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы.

    В области трудового права значительную роль продолжает играть коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работников предприятия. Особо следует подчеркнуть, что договорное право – юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.

    В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Договоры, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10 Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст. 98 Конституции Японии), составной частью их правовой системы, т.е. формой внутригосударственного права.

    Нормативно-правовые договоры – проявление нормативной  саморегуляции. Но нельзя забывать, что, как правило, первичным юридическим  источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативно-правовой акт.

    У договорной формы права перспективное  будущее. Ведь если представлять источники  права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным. Следует учитывать, что в условиях рыночного, высокотехнологического развития общества государство не может оставаться (как было до сих пор) главной (а фактически – единственной) организацией, ответственной за обеспечение порядка в нем. Значительно возрастает роль промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банковских фирм, корпораций, трестов, концернов. Они упорядочивают деловые отношения в обществе в основном договорным путем, который является наиболее быстрым, простым и удобным средством регулирования. Иными словами, система договоров – ядро рыночного механизма любого демократического общества.

    Нормативно-правовой акт одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, страны СНГ). Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания (юридические нормы) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это ведь тот познавательный резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах.

    Кратко  нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права. К нормативным правовым актам относятся конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, госкомитетов, решения местных органов власти). Нормативный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях, формой права в силу вполне объективных причин.

    Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятельствами:

    Во-первых, с их помощью достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной действительности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толкования и применения юридических норм.

    Во-вторых, усложнение общественной жизни и в Западных демократиях, и на Востоке, рост темпов современного общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью влекут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.

    В-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя и имеет особые процедуры принятия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы.

    В-четвертых, нормативные правовые акты систематизируются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для его реализации.

    С введением рынка, развитием частнопредпринимательской  деятельности, появлением частных крупных фирм и предприятий малого бизнеса, функционированием совместных с иностранными концернами предприятий следует ожидать появления некоторых новых, не существующих пока форм права. Видимо, рано или поздно нам придется признать нормативные акты частных организаций. Очевидно, нельзя будет игнорировать и нормативно-юридическую силу типовых договоров, вырабатываемых ими.

2. Понятие и виды нормативных правовых актов

    Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативные правовые акты.

    Нормативные правовые акты это официальные акты – документы уполномоченных субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы регулирования общественных отношений. Как следует из предыдущего параграфа, нормативно-правовой акт выполняет функцию юридического источника права, однако, как убедимся ниже, он выполняет ещё одну равнозначную функцию – формы права.

    Нормативные правовые акты – основной источник права не только в Украине, Республике Молдова и других странах СНГ. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

    По  сравнению с правовым обычаем  и судебным (административным) прецедентом  нормативный правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

    Нормативным правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, носят государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативных правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативные правовые акты отличаются от нормативных актов негосударственных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).

    Во-вторых, нормативные правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

    В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме, и представляют собой акт-документ.

    В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

    В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

    В-шестых, соответствуют конституции, международным договорам государства, не противоречат актам высшей юридической силы.

    В этой связи нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

    Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

Информация о работе Источники налогового права. Виды источников налогового права