Историческое развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I Развитие налогообложения в России до начала XX в………………...............5
II Развитие налогообложения в России в XX веке……………………………12
2.1 Дореволюционный период………………………………………………….12
2.2 Послереволюционный период до налоговой реформы 30-х годов XX века………………………………………………………………………………….18
2.3 Налоговые механизмы накануне рыночных реформ………………………………………………………………………………25
III Современная налоговая система Российской Федерации…………………33
3.1 Налог на добавленную стоимость………………………………………….35
3.2 Акцизы………………………………………………………………………..37
3.3 Подоходный налог…………………………………………………………...37
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержани1.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента РФ т 22.12.1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с субъектами РФ с 1994 г.». Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21.11.1991 – Указом Президента РФ № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (ранее она была в составе Министерства финансов). 27.12.1991 г. – принят Закон «Об основах налоговой системы в РФ». 31.12.1991 г. – утверждено «Положение о налоговой службе РФ». Действующая ныне налоговая система России практически введена  с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

Завершающий этап формирования налоговой системы в РФ 31.07.1998 г. – принята первая часть Налогового кодекса РФ № 146-ФЗН: Принят Государственной Думой 16.07.1998 г., одобрен советом Федерации 17.07.1998 г.. Введен в действие с 1.01.1999 г. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23.12.1998 г. – Указом Президента РФ № 1635 «О министерстве РФ по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Современная налоговая система Российской Федерации

 

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.

В общем виде налоговая система РФ может быть представлена на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

Понятия конкретных видов налогов, составляющих налоговую систему РФ, порядок установления и разграничение полномочий по определению тех или иных элементов налогов между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления можно детализировать в таблице.

 

 

Правовые акты, определяющие элементы налогообложения

Вид налога

Порядок установления

Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления

Законы субъектов РФ

НК РФ

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ

-

-

Все элементы налогообложения

Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы)

Устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Н РФ законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ

-

-     налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

-     порядок и сроки уплаты налога;

-           формы отчетности по налогу;

-           налоговые льготы и основания для их использования

Все элементы налогообложения, за исключением приведенных в колонке 4

Местные налоги и сборы

Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований

-   налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

-   порядок и сроки уплаты налога;

-   формы отчетности по налогу;

-   налоговые льготы и основания для их использования

-      

Все элементы налогообложения за исключением приведенных в колонке 3.

 

Одним из общих принципов построения налоговой системы РФ является невозможность установления региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории РФ, является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений изменений и дополнений в НК РФ.

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее, что представляет собой каждый из этих налогов.

3.1 Налог на добавленную стоимость

 

Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками НДС признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с таможенным кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

-                     услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом,

-                     плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях,

-                     услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях,

-                     услуги по уходу за больными и престарелыми,

-                     ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий;

-                     услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

 

 

3.2 Акцизы

 

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, о оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

«Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности» (1, стр. 193).

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

3.3 Подоходный налог

 

Подоходный налог  с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

С введением в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ существенно изменилась система налогообложения доходов физических лиц. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке планируется облагать не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны будут облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Ставка в размере 30%  устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

Налогоплательщики налога на доходы физических лиц:

1.      Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов получаемых как на территории РФ, так и за ее пределами.

2. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Они платят налог с доходов, получаемых ими от источников, расположенных в РФ.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, либо от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Планируется значительно увеличить размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Помимо этого, нововведением является то, что будет разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы на платное образование и медицинское обслуживание. При этом будут учитываться не только расходы по оплате получения образования самим налогоплательщиком, но и его детьми. Под медицинскими расходами, помимо прочего, понимается и покупка лекарств. В то же время законодатель установил ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Оно не может быть более 25 000 руб. на человека в год по каждому виду расходов.

Единый социальный налог (взнос) (ЕСН) зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Порядок расходования средств, уплачиваемых  в фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Особенно следует отметить, сто взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Плательщиками налога согласно ст. 235 части второй НК РФ с 2001 г. признаются:

-                                                    производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица;

Информация о работе Историческое развитие налогообложения