Экономическая сущность резервов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматривается порядок создания резервов, предусмотренных налоговым законодательством и их преимущества, позволяющие налогоплательщику планировать налоговые платежи в течение налогового периода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Экономическая сущность резервов предприятия……………………..4
1.1. Виды и значение резервов предприятия……………………………..4
1.2 Резерв на ремонт основных средств……………………………………10
Глава 2. Организация и постановка на налоговый учет резервов
предприятия……………………………………………………………………...17
2.1. Налоговый учет резервов на ремонт основных средств…………..17
2.2. Налоговый учет резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание……………………………………………………………………21
Глава 3. Оптимизация налогообложения при создании резервов……………23
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 53.86 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Налоговый учет  резервов на гарантийный ремонт  и гарантийное обслуживание

Вернемся к тому, как  было уже сказано: «Сумму и срок, на который создается резерв, организация определяет самостоятельно. Эти показатели должны быть указаны в учетной политике для целей налогообложения. Однако статья 267 НК РФ установила предельный размер отчислений в этот резерв».

Организации, которые реализуют  товары с условием их гарантийного ремонта и обслуживания свыше трех лет, предельный размер отчислений в этот резерв определяют по формуле 1 «Расчет предельного размера отчислений в резерв (при реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания свыше трех лет)»:

Формула 1

Предельный размер отчислений

=

Сумма выручки от реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период

×

Сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие три года

:

Выручка от реализации товаров  с условием их гарантийного ремонта  и обслуживания за предыдущие три  года


 

Пример 1: Организация продает термостаты в течение четырех лет. По договорам поставки она обязуется производить их гарантийный ремонт. Учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт и обслуживание.Расходы организации на гарантийный ремонт за 2009-2011 годы составили 500 000 руб., а выручка от реализации за тот же период - 20 000 000 руб. (без учета НДС). Коэффициент резервных отчислений на 2004 год равен:

(500 000 руб. / 20 000 000 руб.) × 100 % = 2,5 %

Стоимость одного термостата - 3000 руб. (без учета НДС). То есть, продав один термостат, организация  может отчислить в резерв:

3000 руб. × 2,5 % = 75 рублей.

Приведенный расчет необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения на 2012 год.        Сумма отчислений отражается по строке 02 листа 02 декларации по налогу на прибыль, а также по строке 100 приложения № 2 к данному листу за соответствующий период.

Если организация реализует  товары с условием гарантийного ремонта  и обслуживания менее трех лет, предельный размер отчислений определяется по формуле 2 «Расчет предельного размера отчислений в резерв (при реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания менее трех лет)»:

Формула 2

Предельный размер отчислений

=

Сумма выручки от реализации товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период

×

Сумма фактических расходов на гарантийный ремонт и обслуживание за фактический период реализации

:

Выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за фактический  период реализации


Глава3.Оптимизация налогообложения при создании резервов 
        

          Налоги появились с возникновением государства. И сколько они суще ствуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.. В любом случае оказывается чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой вкладу невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени». Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков в избежании излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве; карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно: и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

       Налоговая оптимизация — обычно под этим понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Действия компании по определению  оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные  выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выпла тами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что  чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры  налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов —  это только часть более крупной, главной задачи, стоящей перед  финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная  задача финансового менеджмента  — финансо вая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми  ресурсами предприятия, а также  привлечение внешних источников финансирования.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планирова  нии, лишь составленная грамотно и с  учетом всех особенностей схема по зволяет достичь намечаемого  результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации  может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критери ям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, авто номности, надежности, безвредности.

Эффективность — это полпота  использования в схеме всех возможнос  тей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий  использования схемы, продуманность  механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложнос ти в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к изменению вне шних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Нако нец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Как уже говорилось - любая  коммерческая организация при осуществлении  хозяйственной деятельности, связанной  с извлечением прибыли, несет  определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают  у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно, например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату. Чтобы у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения и на расходы по налогу на прибыль.

Так как целью данной главы  является оптимизация налоговых  платежей, то естественно, что нас  интересует создание резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания резервов в бухгалтерском учете рассматриваться  не будут.

Оптимизация налогообложения  предполагает минимизацию налоговых  выплат (в долгосрочном и краткосрочном  периоде при любом выпуске) и  недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что  до стигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Минимизация налогов —  понятие, которое вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью  должна быть не минимизация (сниже ние) налогов, а увеличение прибыли предприятия  после налогообложения.

       Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Опти мизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как изве стно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях вы соких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит на логи «в лоб», т.е. следуя букве закона формально, без привязки к особен ностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал. Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличе нию размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних на логов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов/Поэтому наиболее эффективным спо собом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприя тием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

        Государство предоставляет множество возможностей для снижения на логовых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невоз можности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.         

 Вкратце рассмотрим  методы минимизации налоговых  платежей. Всегда необходимо помнить  о существенной разнице между  тремя схожими методами оптимизации  налогового «пресса»: налоговое  планирование, уклонение от налогов  и избежание налогов. На первый  взгляд разница не существенна,  однако пути реализации имеют  существенную разницу.         

 Уклонение от уплаты  налогов (tax evasion) – нелегальный  путь уменьшения своих налоговых  обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Умышленное неупоминание в налоговой декларации дохода является незаконным действием – это уклонение от налогов.         

 Налоговое планирование (tax planning) – легальный путь уменьшения  налоговых обязательств, основанный  на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством,  путем корректировки своей хозяйственной  деятельности и методов ведения  бухгалтерского учета .         

 Избежание налогов  (tax avoidance) – минимизация налоговых  обязательств законным использованием  коллизий (противоположные интересы, стремления по снижению) и недоработок  нормативных законодательных актов;  при этом налогоплательщик полностью  раскрывает свою учетную и  отчетную информацию налоговым  органам. Этот метод позволяет  в дальнейшем довольно успешно  оспаривать в арбитражном суде  претензии налоговых органов  к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что  не запрещено законом, то разрешено».          

 Для налогового учета  порядки формирования резервов, рассматриваемых в данной работе, определены соответственно ст. 266, 267, 324.1 и 324 НК РФ. При этом величины  созданных резервов не могут  превышать определенных предель  ных сумм (за исключением резерва  под обесценивание ценных бумаг).

Как в бухгалтерском, так  и в налоговом учете резервы  по сомнитель ным долгам создаются  по результатам проведенной инвентаризации деби торской задолженности организации.

В налоговом учете существует ограничение по сумме создаваемого резерва — не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности. Если срок возникновения задолженности превышает 90 дней, то в величину создаваемого резерва включается полная се сумма. Если срок возникновения задолженности — от 45 до 90 дней (включительно), то в сумму резерва включается половина от ее величины. Сомнительная задол женность, срок которой не превышает 45 дней, не учитывается.

В бухгалтерском учете  величина резерва определяется отдельно по каж дому сомнительному долгу  в зависимости от финансового  состояния (пла тежеспособности) должника и оценки вероятности погашения  долга полно стью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

        Исходя из приведенного выше включение в учетные политики пункта о создании резерва по сомнительным долгам на первый взгляд приводит к возникновению разницы в данных бухгалтерского и налогового учета. Однако правила налогового законодательства вполне вписываются в понятие «в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга установление». И тогда может быть достигнут желаемый результат (идентичность данных в учетах). Остается лишь отразить налоговые правила создания резерва как элемент бухгалтер ской политики. Конечно, это может сказаться на достоверности информа ции, что является одной из задач бухгалтерского учета (п. 3 ст. 1 Закона о бухучете).

       В обоих учетах необходимо утвердить формы регистров учета. Таковыми могут быть формы, приведенные в Приложениях.

          При создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание для идентичности данных в обоих учетах необходимо применение в бухгалтерском учете порядка расчета, установленного НК РФ.

       Данный резерв создается в обоих учетах в отношении тех товаров и работ, по которым согласно условиям заключенных договоров с покупателями предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

         В налоговом учете определяется предельный размер отчислений в ре зерв. Он исчисляется как произведение суммы выручки от реализации това ров (работ), по которым предоставляется гарантия, за отчетный (налоговый) период на отношение фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию к объему выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.

Информация о работе Экономическая сущность резервов предприятия