Экономико-правовая характеристика земельного налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земл

Содержание

Содержание:
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Правовая характеристика земельного налога.......................................6
1.1 Основные положения, субъекты и объекты налогообложения ...................6
1.2 Основные элементы налогообложения........................................................10
1.3 Порядок определения размера земельного налога.....................................15
Глава 2. Экономическая характеристика земельного налога..........................19
2.1 Налоговая ставка и метод налогообложения...............................................21
2.1 Расчет земельного налога..............................................................................24
Заключение...........................................................................................................30
Список литературы..............................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Курсовик НКРФ.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Экономическая характеристика земельного налога 

     Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной  площади в расчете на год.

     Юридические и физические лица уплачивают налог  равными долями в два срока  к 15 сентября и 15 ноября.

     Юридические лица рассчитывают и уплачивают налог  самостоятельно, предоставляя в налоговые органы декларацию.

     Физические  лица уплачивают земельный налог  на основании уведомления, которое  присылается налоговыми органами.

     Плательщики земельного налога и арендной платы  за землю городов и поселков городского типа перечисляют платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением:

     в федеральный бюджет— 15%;

     бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) - 35%;

     бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 85%;

     бюджеты городов и поселков, иных муниципальных  образований (за исключением муниципальных  образований, входящих в состав Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%

     Плательщики земельного налога и арендной платы  за земли сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища) перечисляет средства в полном объеме на счета органов федерального казначейства. Органы федерального казначейства перечисляют указанные платежи по соответствующим уровням бюджетной системы Российской федерации согласно нормативам, доля которых дифференцирована по регионам в пределах 20 - 50%

     Исчисляется земельный налог с месяца, следующего за месяцем представления земельного участка.

     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

     1) 0,3 процента в отношении земельных  участков:

     - отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в  составе зон сельскохозяйственного  использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

     - занятых жилищным фондом и  объектами инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса  (за исключением доли в праве  на земельный участок, приходящейся  на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

     - предоставленных для личного  подсобного хозяйства, садоводства,  огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

     2) 1,5 процента в отношении прочих  земельных участков.

     Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования  земельного участка8. 
 
 

 

      2.1. Налоговая ставка и метод налогообложения. 

     В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая  ставка – это величина налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы.

     По  методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). Ставки земельного налога являются твердыми, так как определяют на каждую единицу налогообложения (на 1 га или на 1 кв. м) фиксированный размер налога.

     По  своему содержанию выделяют ставки маргинальные, фактические и экономические.

     Маргинальными называются ставки, которые непосредственно  указаны в нормативном акте о налоге. Так, например, Закон Российской Федерации «О плате за землю» устанавливает средние размеры земельного налога по субъектам РФ с 1 га пашни, средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах за 1 кв. м.. При этом также определяются коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

     Необходимо  отметить, что ставки земельного налога в данном Законе приведены в условиях 1994 года. В связи с этим для расчета средней ставки налога необходимо учесть коэффициенты индексации ставок земельного налога: в 1994 году применялся коэффициент 50; в 1995 году – коэффициент 2; в 1996-1997 годах – соответственно 1,5 и 2; в 1999 – 2; в 2000 – 1,2.

     Закон Курганской области «О налогах и  налоговых льготах на территории Курганской области в 2001 году» определяет ставки земельного налога за земли  сельскохозяйственного назначения вне черты населенных пунктов; за земли в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота; за земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, а также за земли водного фонда вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях (см. приложение 7). Тот же Закон устанавливает дифференцированные ставки земельного налога по видам угодий и оценочным группам почв за земли сельскохозяйственного назначения и т.д.

     Сравнение различных законов об одном и  том же налоге лишь на основе сопоставления  маргинальных ставок не принесет значительного  результата, так как не позволит сравнить другие существенные условия  налогообложения с учетом предоставляемых законом льгот и т.п. Поэтому в целях анализа проводят сравнение не маргинальных, а фактических и экономических ставок. Фактическая ставка определяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе. Экономическая ставка определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

     На  основе условного примера, приведенного в п. 3 настоящей курсовой работы, можно исчислить фактическую  и экономическую ставки земельного налога. В этом случае фактическая  ставка будет равна: 448 983,8 руб. : 4 027 480 кв. м. = 0,1114 или 11,14 коп. В данном случае она показывает среднюю ставку земельного налога по всем объектам налогообложения земельным налогом.

     Экономическая: 448 983,8 руб. : 5 037 480 кв. м. = 0,0891 или 8, 91 коп. Отражает среднюю ставку земельного налога по всем объектам налогообложения с учетом применяемых в данном случае льгот.

     Метод налогообложения определяется как  порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой  базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение .

     Ст. 3 Закона Российской Федерации «О плате  за землю» определяет, что размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

     Таким образом, при расчете земельного налога используется пропорциональный метод налогообложения, т.к. ставка налога не зависит от величины базы налогообложения, и с ростом базы налог возрастает пропорционально.

     В виду того, что плата за землю  призвана стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и т.д. (ст. 2 Закона «О плате за землю»), статьей 3 того же Закона устанавливается двойная ставка земельного налога за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению. 

 

2.2.Расчет земельного  налога 

Сумма земельного налога исчисляется по истечении  налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

По результатам  проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Налоговые ставки для исчисления земельного налога определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеров, указанных в ст. 394 НК РФ.

Так, в  отношении земельных участков, занятых  жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса (за исключением доли в  праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному  фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если  на земельном участке с разрешенным  использованием для жилищного строительства, принадлежащем налогоплательщику  на праве собственности, кроме объектов жилищного фонда расположены  иные объекты, не относящиеся к жилищному  фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.

Если  земельный участок, который принадлежит нескольким лицам, используется для эксплуатации жилого фонда, а также для эксплуатации коммерческого объекта, то в отношении доли земельного участка, занятой жилищным фондом, должна применяться ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом, а в отношении доли земельного участка, занятой коммерческим объектом, должна применяться ставка, установленная для земельных участков, занятых коммерческими объектами.

Федеральное законодательство установило следующий  порядок начисления и уплаты земельного налога. Земельный налог гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Исчисление земельного налога гражданам производится инспекциями государственной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Плательщики своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

       Рассмотрим  следующие примеры.

       Пример 1.

       ООО «Сельстрой» получил земельный участок на территории сельского населенного пункта для постройки помещения (для содержания скота) общей площадью 10 000 кв. м. Ставка земельного налога для юридических лиц в границах сельского населенного пункта для иных целей согласно п. 14 Инструкции № 56 составляет 5 руб. за 1 кв. м земельного участка. Это базовая ставка соответствует 1994г.

       Проведя индексацию приведенной ставки земельного налога по коэффициентам 1995 - 1997 и 1999 - 2000 гг., рассчитаем среднюю ставку земельного налога:

       5 руб./кв. м х 2 х 1,5x2x2x1,2: 1000 = 7,2 коп./кв. м.

       Это и есть ставка, предусмотренная в  изменениях № 1 к Инструкции № 56.

       С учетом коэффициента 2 в 2002 г. сумма  земельного налога, подлежащая уплате, составляет

       10 000 кв. м х 7,2 коп./кв. м х 2 = 144 000 руб.

       Что касается земельных участков, предоставленных для ведения - личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, то налог за эти земли взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 коп. за квадратный метр в 2001 г. и не менее 14,4 коп./кв. м - в 2002 г.

       Пример 2.

       Гражданин Российской Федерации, проживающий  в поселке городского типа Волго-Вятского района, имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2500 кв. м.

       Ставка  земельного налога по данному поселку  в 1994 г. была равна 0,8 руб./кв. м

Информация о работе Экономико-правовая характеристика земельного налога