Классификация, функции налога, сбора и пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:19, доклад

Описание работы

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность.

Работа содержит 1 файл

классификация налогов ,сбора и пошлин.docx

— 30.20 Кб (Скачать)

Классификация, функции налога, сбора  и пошлины.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

1. - по характеру налогового изъятия :Налоги бывают прямые и косвенныеПрямые налоги взимаются с конкретного юридического или физического лица. Например, налоги на доходы и имущество, на прибыль предприятий, на социальное страхование и т.п. Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. В свою очередь прямые налоги делятся на:

а) личные - налоги, уплачиваемые плательщиками за счет и в зависимости  от полученного ими дохода (прибыли). В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

б) реальные (от англ. геа1 - имущество) - налоги уплачиваемые с имущества. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги

Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.). Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д. Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи. Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли

      Прямые  налоги трудно перенести  на потребителя, Хотя часть из них –  налоги на землю и  на другую недвижимость - все же  могут частично включаться в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами, и эластичности их предложения. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном периоде  эластичность предложения увеличивается, и на потребителя перекладывается все возрастающая часть косвенных налогов.

      2. С точки зрения налогообложения, или распределения дохода между государством и юридическими и физическими лицами, налоги подразделяются на фиксированные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные Фиксированные (твердые) налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения  независимо от величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении. В основе деления налогов на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные лежит соотношение между изменением доли, изымаемой в виде налога, и изменением величины налогооблагаемой базы в стоимостном выражении. Пропорциональные налоги предполагают одинаковые доли изъятия без учета дифференциации величины налогооблагаемой базы. В РФ пропорциональным является налог на доходы физических лиц в размере  13%. У прогрессивных налогов – эта доля возрастает по мере роста  величины объекта налога. Регрессивные налоги - это те налоги, у которых она снижается по мере роста величины налогооблагаемой базы. В России подавляющая часть налогов являются прогрессивными.

  3. - по уровням управления: В соответствии с налоговым законодательством в РФ установлены следующие виды налогов:

  – федеральные; Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом

  – региональные; Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

  – местные. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым Кодексом. К местным налоговым платежам относятся  
 

  К федеральным налогам и сборам относятся.

  1) налог на добавленную стоимость;

  2) акцизы на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

  3) налог на прибыль (доход) организаций;

  4) налог на доходы от капитала;

  5) подоходный налог с физических  лиц;

  6) взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

  7) государственная пошлина;

  8) таможенная пошлина;

  9) налог на пользование недрами;

  10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

  11) налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

  12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

  13) лесной налог;

  14) водный налог;

  15) экологический налог;

  16) федеральные лицензионные сборы.    
 

  К региональным налогам и сборам относятся:

  1) налог на имущество организаций  (предприятий);

  2) налог на недвижимость;

  3) дорожный налог;

  4) транспортный налог:

  5) налог с продаж;

  6) налог на игорный бизнес;

  7)региональные  лицензионные сборы. 
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога. 

  К местным налогам и сборам относятся:

  1) земельный налог;

  2) налог на имущество физических  лиц;

  3) налог на рекламу;

  4) налог на наследование и дарение;

  5) местные лицензионные сборы.

4. 1. В зависимости от плательщиков различают:

- Налоги с юридических  лиц (налог на прибыль предприятий).

- Налоги с физических  лиц (подоходный налог, налог на промысел и другие)

- Смешанные налоги - налоги, предполагающие в качестве плательщиков и юридических и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, налоги на землю и другие) 

 по объектам  налогообложения (налоги на товары  и услуги, налоги на доходы, прибыль  и т.д.);

      5. .  По целевой направленности введения налогов:  
а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);  
б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд. 

      6. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:  
а)  закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);  
б)  регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций

      7.  По характеру бухгалтерского учета налоги:  
а)  включаемые в себестоимость или цену продукции;  
б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;  
в)  удерживаемые из доходов работника.

      Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  доходов 

      Социально-экономическая  сущность, назначение налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  четыре основные функции:

      1.      Обеспечение финансирование  государственных расходов (фискальная функция);

      2.      Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);

      3.      Поддержание социального согласия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с  целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

      4.      Стимулирующая функция.

    Фискальная  функция означает то, что за счет налогов формируется доходная часть бюджетов всех уровней. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций. 
    В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству. 
    Регулирующая функция налогов состоит в использовании налогов со стороны государства в качестве инструмента воздействия на рыночную экономику. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Через механизм рыночного спроса они могут содействовать производству или тормозить его. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производства, и способствет решению актуальных для общества задач.

      Социальная, или перераспределительная функция налогов позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, сгладить дифференциацию в доходах между отдельными социальными группами, возникающую в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства. Это достигается путем установления прогрессивных налогов, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:  
• использования прогрессивной шкалы налогообложения;  
• применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);  
• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);  
• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.  
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.  
Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъектами Федерации.             

Информация о работе Классификация, функции налога, сбора и пошлины