Классификация, функции налога, сбора и пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:19, доклад

Описание работы

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность.

Работа содержит 1 файл

классификация налогов ,сбора и пошлин.docx

— 30.20 Кб (Скачать)

Последняя функция  налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов. Во многих развитых странах освобождаются от налогов затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Рассмотренное разграничение  функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Функции налогов взаимосвязаны. достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что  экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает  благоприятную социально-экономическую  атмосферу для выполнения других функций налогов.

  Сбор. Сбор — плата государству за право пользования или осуществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Взносы осуществляют главные участники производства: 1) работающие граждане; 2) хозяйствующие субъекты; 3) владельцы капитала.  

Как указывается  в специальной литературе, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих  черт. К ним относятся:

1. Обязательность  уплаты налогов и сборов в  соответствующие бюджеты и фонды.

2. Строгое поступление  их в бюджеты и фонды, за  которыми они закреплены.

3. Изъятие их на  основе законодательно закрепленной  формы и порядка поступления.

4. Принудительный  характер изъятия.

5. Осуществление  контроля единым органом Государственной  налоговой службы.

6. В определенной  мере выражен и безэквивалентный характер платежей.

Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они отличны друг от друга.. Пошлина и сбор отличаются от налогов:

а) По назначению. Налоговые  платежи обеспечивают до 80% поступлений  в доходную часть бюджета, остальные  виды отчислений, соответственно меньше.

б) По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин и сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений,

в) По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные  платежи; пошлина и сборы выплачиваются  в связи с услугой, предоставленной  плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властное полномочие.

г) По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко  выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и  не регулируются подчас отношениями  императивного характера.

д) По периодичности. Сборы, платежи, пошлины часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.

е) Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов, в отличие от налогов.

Таким образом, в  отличие от общих налоговых платежей сборы и пошлины имеют индивидуальный характер и им всегда присущи специальная  цель и специальные интересы.

Пошлина

Есть несколько  систем классификации пошлин: делят  пошлины по ведомствам, а также  по характеру услуг, за которые они  взимаются. Заслуживает внимания, по своей правильности и простоте, деление  пошлин проф. Лебедевым, который различает: 1) пошлины, взимаемые за прямые услуги государственных учреждений, напр. - за удостоверение разных актов; 2) пошлины, приближающиеся по своему характеру  к налогам, где характер услуги проявляется  слабее или вовсе отсутствует, напр. пошлины с паспортов.

 Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России.

 Государственная пошлина это специальные сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.

Пошлины, в отличие  от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственного учреждения, а не извлечение выгоды. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами

Цель взыскания  пошлины или сбора (пошлинный  принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого прибыли, расходов учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия затрат, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются  не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает  государственный орган, действуя в  общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при  подаче искового заявления в суд  сопряжена с правом конкретного  лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

 Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться  и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией  каким-либо государственным органом  своих функций.

 Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.

 В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.

 Государственная пошлина взимается за ряд услуг  в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого  права (например, право на охоту.

 Регистрационные пошлины взимаются при обращении  лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.

Таможенные пошлины  взимаются при совершении экспортно-импортных  операций

 Виды государственной  пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

 1) в суды общей  юрисдикции, к мировым судьям, в  арбитражные суды, в Конституционный  Суд России и конституционные  (уставные) суды субъектов России;

 2) в нотариальные  органы;

 3) в органы  записи актов гражданского состояния  (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

 4) в органы  внутренних дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  России, выходом из гражданства  России, с въездом в Россию  и выездом из России;

 5) в федеральные  органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

 6) в государственные  учреждения по осуществлению  федерального пробирного надзора;

 7) в иные государственные  органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам. 

Информация о работе Классификация, функции налога, сбора и пошлины