Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:19, доклад
Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж в бюджет (внебюджетный фонд), осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством. Основным признаком плательщика налога является наличие самостоятельного источника дохода. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность.
Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов. Во многих развитых странах освобождаются от налогов затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).
Рассмотренное разграничение функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Функции налогов взаимосвязаны. достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.
Это означает, что
экономическая функция налогов
способствует осуществлению фискальной,
укрепляет ее, а эффективное выполнение
распределительной функции
Сбор. Сбор — плата государству
за право пользования или осуществления
деятельности (например, лицензионный
сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты
взноса в бюджет. Взносы осуществляют
главные участники производства: 1) работающие
граждане; 2) хозяйствующие субъекты; 3)
владельцы капитала.
Как указывается в специальной литературе, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт. К ним относятся:
1. Обязательность
уплаты налогов и сборов в
соответствующие бюджеты и
2. Строгое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.
3. Изъятие их на
основе законодательно
4. Принудительный характер изъятия.
5. Осуществление
контроля единым органом
6. В определенной
мере выражен и
Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они отличны друг от друга.. Пошлина и сбор отличаются от налогов:
а) По назначению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно меньше.
б) По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин и сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений,
в) По обстоятельствам.
Налоги представляют собой безусловные
платежи; пошлина и сборы выплачиваются
в связи с услугой, предоставленной
плательщику государственным
г) По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются подчас отношениями императивного характера.
д) По периодичности. Сборы, платежи, пошлины часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.
е) Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов, в отличие от налогов.
Таким образом, в
отличие от общих налоговых платежей
сборы и пошлины имеют
Пошлина
Есть несколько систем классификации пошлин: делят пошлины по ведомствам, а также по характеру услуг, за которые они взимаются. Заслуживает внимания, по своей правильности и простоте, деление пошлин проф. Лебедевым, который различает: 1) пошлины, взимаемые за прямые услуги государственных учреждений, напр. - за удостоверение разных актов; 2) пошлины, приближающиеся по своему характеру к налогам, где характер услуги проявляется слабее или вовсе отсутствует, напр. пошлины с паспортов.
Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России.
Государственная пошлина - это специальные сборы, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.
Пошлины, в отличие
от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственно
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого прибыли, расходов учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия затрат, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает
существование государственного органа,
так как он может финансироваться
и из других источников. Наоборот, взимание
пошлины обусловлено
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные
пошлины взимаются при
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций
Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:
1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов России;
2) в нотариальные органы;
3) в органы
записи актов гражданского
4) в органы
внутренних дел и другие
5) в федеральные
органы исполнительной власти
6) в государственные
учреждения по осуществлению
федерального пробирного
7) в иные государственные
органы, органы местного
Информация о работе Классификация, функции налога, сбора и пошлины