Классификация налогов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы налогов в Российской Федерации. Предметом работы являются налоги России.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические аспекты понятия «налоги», их сущность;

2. рассмотреть классификацию и виды налогов;

3. отразить налоговую политику государства;

4. исследовать различные режимы налогообложения.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ГМФ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Налог (сбор) признается федеральным, если он устанавливается непосредственно Налоговым кодексом и одинаково действует на всей территории России. Последнее, однако, не означает, все поступления от федеральных налогов приходятся исключительно на федеральный бюджет. Федеральные налоги могут выступать в качестве регулирующих, и часть поступлений от федеральных налогов (а в некоторых случаях и большая их часть) может передаваться на региональный местный уровень. Вопрос о том, какие налоги или какие доли этих налогов передаются на региональный и местный уровень, решается в рамках бюджетного законодательства, в частности, в Бюджетном кодексе и законах о федеральном бюджете, принимаемых ежегодно. По некоторым налогам предполагается, что в специальной части НК сохранятся положения, позволяющие региональным и местным органам власти предоставлять налогоплательщикам дополнительные налоговые льготы в части тех средств, которые поступают в бюджеты соответствующего уровня.

В аналогичном порядке квалифицируются региональные и местные налоги (сборы). Региональный налог (сбор) устанавливается законодательным органом власти субъекта Российской Федерации специальным законом и одинаково действует на всей территории соответствующего региона. Местный налог (сбор) устанавливается специальным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления и тоже действует на всей подведомственной этому органу территории.

Как и для федеральных налогов, уровень бюджета, в который передаются налоговые поступления, не является определяющим. Региональный налог тоже может оказаться регулирующим (для этого достаточно соответствующего решения на региональном уровне в рамках бюджетного законодательства), и тогда часть такого налога будет направляться в бюджеты местного само­управления.

Отметим также, что Налоговый кодекс определяет и полномочия как федеральных, так и региональных либо местных властей (законодательных либо представительных) в установлении налогов. На местах по региональным и местным налогам могут устанавливаться лишь следующие элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности. Все остальные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым кодексом. Исключение из этого общего правила допускается только в отношении налоговых льгот. Региональное и местное законодательство о налогах может предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Важнейшей является норма, запрещающая на региональном и местном уровнях вводить какие-либо налоги или сборы, прямо не предусмотренные в НК, то есть прямо не поименованные в статьях 14 и 15. В то же время такой запрет не обязывает региональные или местные власти вводить все налоги, перечисленные в этих статьях. Таким образом, содержание упомянутых статей представляет собой список возможностей, а не обязанностей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

1.3 Классификация по механизму формирования

 

Также существует две классификации налогов. Налоги делятся:

1. По способу изъятия:

по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные:

-  прямые налоги - налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица;

- косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги); на  наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.

2. По методу расчета (начисления):

- пропорциональные (налоговая ставка не меняется, например, подоходный – 13%);

- прогрессивные (ставка увеличивается по мере увеличения объекта налогообложения);

- регрессивные (налоги, равные для всех плательщиков).

 

1.4 Режимы налогообложения

 

Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Налогового Кодекса РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    упрощенная система налогообложения;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется главой 26,2 Налогового кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Применение упрощенной системы налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов.

Вместо налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, рассчитывают и перечисляют в бюджет единый налог. Организации, работающие по УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда налог подлежит уплате в соответствии со статьей 151 НК РФ при ввозе товаров на территории России.

Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на пользование недрами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и другие. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.

 

1.5 Классификация по объектам налогообложения

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Под имуществом в Налоговом Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Товаром для целей Налогового Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

 

1.6 Раскладочные и количественные налоги

 

 

Раскладочные (репарационные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого

сбора на благоустройство территории и другие цели вполне может быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

 

1.7 Закрепленные и регулирующие налоги

 

 

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются доходом федерального бюджета Российской Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений могут устанавливаться и на долговременной основе (не менее чем на 3 года). В качестве регулирующих федеральных налогов, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

Субъекты Федерации, принимая законы о своих бюджетах, определяют, поступления каких региональных налогов и в каких пропорциях будут зачисляться в местные бюджеты.

 

 

1.8 Общие и целевые налоги

 

 

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов. Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации.

По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета.

Установление целевых налогов должно быть обусловлено конституционно значимыми целями. Для введения целевого налога следует обосновать с конституционных позиций необходимость финансирования того или иного расхода именно за счет целевых поступлений.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога: нет конкретного дохода — нет и конкретного расхода.

Информация о работе Классификация налогов Российской Федерации