Местные налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры.

Содержание

1. Введение
2. Экономическая сущность налогов
3. Принципы и функции местных налогов и сборов
4. Классификация местных налогов и сборов
5. Анализ динамики и структуры местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований за 2006-2008 годы (на примере Алагирского района)
6. Заключение
7. Используемая литература и информация

Работа содержит 1 файл

местные налоги.docx

— 39.62 Кб (Скачать)

Регрессивные  ставки - средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере роста дохода.

Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности - устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными). Налоговые льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговой базы (налоговый вычет), налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

 Для того чтобы установить налог и иметь возможность его взимать, необходимо определить:

  • налогоплательщика - физическое или юридическое лицо;
  • объект налогообложения – прибыль, доход, имущество;
  • налоговую базу, выраженную в стоимостных (в рублях или иной валюте), физических (кв. м площади или куб. м, тоннах) или иной базы;
  • налоговый период (месяц, квартал, год)
  • налоговую ставку (в рублях за единицу, в % от объема и др.);
  • порядок начисления налога;
  • порядок и сроки уплаты.

 Если отсутствует хотя бы один элемент, взимать налог не удастся.

 Налоги подразделяются на прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества и косвенные – взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота от реализации товаров, услуг.

Реализация  общественного назначения налогообложения  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  проявляется в выполняемых им функциях.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств.

Налоги  выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция),

2. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция),

3. Государственное  регулирование экономики (регулирующая  функция).

Наиболее  последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные  условия для вмешательства государства  в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая  функция налогов заключается  в следующем:

1. Установление  и изменение системы налогообложения,

2. Определение  налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление  налоговых льгот.

Регулирующая  функция налогов в современных  условиях не только в том, чтобы максимально  освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать  жесткую количественную зависимость  между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

В налоговом  регулировании выделяются стимулирующая  подфункция, а так же подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, предпочтений.

Подфункцию  воспроизводственного назначения несут  в себе платежи за пользование  природными ресурсами, налоги, взимаемые  в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Налоги  играют важную роль и в социальной жизни. Механизм налогообложения, выступая наиболее активным регулятором экономики  в руках государства, должен базироваться на оптимальном сочетании интересов  всех социальных слоев общества. Реализация социальной функции налогов имеет  большое значение для обеспечения  социального равновесия в обществе.

Выделяется  еще одна функция налогов как  экономическая категория – контрольная.

Благодаря ей оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговый механизм и бюджетную политику.

По мнению А. Соколова налоги призваны выполнять  следующие функции: собирание денежных сумм, регулирование денежных доходов  и часто - хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.

Все перечисленные  функции, возможно, разделить на две  группы: фискальную (первая функция) и  экономическую (все остальные).

Наличие экономической функции означает, что налоги, как активный инструмент пере распределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.

 

 

Классификация местных налогов  и сборов

 

Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными  особенностями системы налогообложения  являются:

Множественность налоговых платежей.

Преобладание  в местном налогообложении прямых налогов.

Отсутствие  ограничений при обложении местными налогами.

Отсутствие  для большинства местных налогов  и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой  службы РФ.

Плательщиками местных налогов и сборов выступают  одновременно и юридические и  физические лица.

Невысокая доля поступлений от местных налогов  и сборов в местные бюджеты.

Введение  местных налогов и сборов предусмотрено  законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно  учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных  бюджетов.

В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22.12.92г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

- Земельный  налог обеспечивает стабильное  поступление средств в местные  бюджеты. Плательщиком земельного  налога и арендной платы является  предприятие и граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства,  которым предоставлена земля  в собственность, владение, пользование  или аренду на территории России. Земельный налог взимается в  расчете на год с облагаемой  налогами площади. Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

  • заповедники, национальные парки и ботанические сады
  • научные организации, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства, НИИ
  • учреждения социального обслуживания
  • инвалиды войны, труда, инвалиды детства
  • и т.д.

Не облагаются земельным налогом земли, занятые  полосой слежения вдоль государственной  границы для обеспечения государственной  безопасности, земля общего пользования, граждане впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течении 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.

Ставки  земельного налога утверждаются органами власти исходя из средних ставок установленных  законом «О плате за землю» который дифференцируется по зонам различной ценности. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере. Налог за земли занятые жилищным фондом в границах городской черты исчисляется в размере 3-х % ставки земельного налога для соответствующих зон города или поселка городского типа. Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской и поселковой черты исчисляется в размере 3 % ставки земельного налога. Налог за часть площади гаражей сверх установленных норм отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15% от ставки налога, а свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога для городских земель.

Земельный налог носит целевой характер, и средства от данного платежа  могут быть использованы только на конкретные мероприятия.

- Налог  на имущество граждан включает  плату за строения, помещения,  сооружения и транспортные средства  физических лиц, налог на строения, помещения и сооружения уплачивается  гражданами по ставке не превышающей 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

- Сбор  за рекламу является одним  их самых существенных по объему  поступающих платежей и выплачивается  юридическими и физическими лицами, осуществляющими расходы по рекламе  собственной продукции, работ  и услуг. Налог устанавливается  решениями районных и городских  представительных органов местного  самоуправления в размере не превышающем 5% от стоимости рекламных работ и услуг у рекламодателя. Налог уплачивается в доход городского бюджета. Взыскивается из средств массовой информации. Плательщики налога представляют в налоговый орган расчет сумм налога на рекламу ежеквартально, одновременно с балансом расходы по уплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

- Плательщиками налога, согласно  Закону № 2020-1 от 12.12.1991г., являются  физические лица, которые принимают  имущество, переходящее в их  собственность в порядке наследования  или дарения.

Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые  домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно- строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог взимается при условии  выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими  договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического  лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения  превышает соответственно 850-кратный  и 80-кратный установленный законом  размер минимальной месячной оплаты труда.

Уплата налога на наследование или  дарение производится налогоплательщиком на основании налогового уведомления, вручаемого ему налоговым органом.

В связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 года № 78-ФЗ «О признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в связи  с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», с 1 января 2006 года Закон  № 2020-1 утрачивает силу, одновременно вступают в силу изменения, в том числе, внесенные в статью 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса.

Пункт 18 вышеназванной статьи дополнен пунктом 18.1, из содержания которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются  от налогообложения) доходы физических лиц в денежной и натуральной  формах, получаемые от физических лиц  в порядке дарения, за исключением  случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения  в случае, если даритель и одаряемый  являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с  Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в  том числе усыновителями и  усыновленными, дедушкой, бабушкой и  внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Информация о работе Местные налоги и сборы