Налог на имущество предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Содержание

Исторические аспекты возникновения налоговой системы Российской Федерации
3
Сущность налогов и принципы налогообложения
7
Функции налогов
9
Налог на имущество предприятий
10
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовой по налогам.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального  образования РФ

Государственный Университет Управления

Институт  финансового менеджмента

Кафедра финансового менеджмента

Курсовой  проект

по  дисциплине "Налоги" на тему

"Налог  на имущество предприятий"

Выполнил:

студент ФМ 5-1

Голубев А.А.

Проверил:

доцент, к.э.н.

Карп  М.В.

 
 
 

Москва

1998

 

Содержание 
 

Исторические  аспекты возникновения налоговой системы Российской Федерации 
3
Сущность  налогов и принципы налогообложения 
7
Функции налогов 
9
Налог на имущество предприятий 
10
Список  использованной литературы 
24

 

Исторические аспекты  возникновения налоговой  системы РФ.

    Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Налоги  возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано  с самыми первыми общественными  потребностями. Налоговая система  возникла и развивается вместе с  государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.

    По  мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась  в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной.

    Финансовая  система Руси стала складываться несколько позднее. Объединение древнерусского государства началось лишь с конца 9 в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдием, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

    Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин.

    После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». Каждый удельный князь собирал дань в своем  уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду.

    Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек – укреплений на южных границах московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

    Косвенные налоги взимались через систему  пошлин и откупов, главными из которых  были таможенные и винные.

    Политическое  объединение русских земель относится  к концу 15 в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго.

    Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных  и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1 203 367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529 481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов обеспечено –           641 394, 6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 руб.

    Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

    Современное государство раннего периода  Новой истории появилось в 16 – 17 вв. в Европе. Это государство  еще не имело теории налогов. В  конце 17 – начале 18 вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз.

    В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5 667 т. руб., или около 30% всех доходов. Очень незначительные суммы приносили  подворная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали 42% в     1673 г.

    В 1802 г. Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» создано Министерство финансов и определена его роль. В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное Казначейство ведало расходами. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное Казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

    В начале прошлого века политические события  в Европе, война с Наполеоном требовали  постоянного напряжения всех ресурсов России, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета  в два раза превышали доходы. В  это время была разработана программа финансовых преобразований – «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772 – 1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов.

    Через несколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупный труд в области налогообложения Н. Тургенева (1789 – 1871) «Опыт теории налогов» (1818 г.), некоторое время спустя в Казани вышла книга И. Горелова «Теория финансов»    (1845 г.), посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.

    На  протяжении 19 в. главным источником доходов оставались государственные  прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

    После февральской революции положение  дел ухудшилось. Временное правительство  ни при одном из своих лидеров  не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Нарастали  темпы инфляции.

    Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствует налаживанию хозяйства.

    Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил после провозглашения НЭПа, когда были сняты запреты  на торговлю, на местный кустарный  промысел. Появились иностранные  концессии. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

    Сущность  налогов и принципы налогообложения.

    Государство, выражая интересы общества  в  различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.

    Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной частью финансово-бюджетной  системы являются налоги.

    Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  составляет сущность налога. А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечениядостаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

    Перечисленные принципы налогообложения учитывались  при формировании новой налоговой  системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был  принят Закон РФ «Об основах налоговой  системы Российской Федерации».

    Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков – юридических  и физических лиц на территории РФ. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существую государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды.

    По  методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу  прямых относятся: подоходный налог, налог  на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.

    Функции налогов

    Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

    Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

    Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения.

    Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

    Налог на имущество предприятия.

    Плательщиками налога  в  соответствии  с Законом  «О налоге на имущество предприятий» являются:

              предприятия, учреждения  (включая   банки  и  другие  кредитные  организации)   и   организации,   в   том   числе  с  иностранными инвестициями,  считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и   другие   аналогичные    подразделения    указанных предприятий,  учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и      расчетный (текущий) счет; компании, фирмы,  любые  другие  организации  (включая полные товарищества),  образованные в  соответствии  с  законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также  их  обособленные  подразделения,   имеющие   имущество   на     территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации  и  в  исключительной  экономической   зоне   Российской Федерации.

Информация о работе Налог на имущество предприятий