Налог на транспортные средства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение налога на транспорт, его элементов, механизма исчисления и уплаты в бюджет, изучение проблем связанных с данным видом налога и рассмотрение зарубежного опыта налогообложения владельцев автотранспортных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ................................................................................................................ 5

1.1. Экономическое содержание налогов ............................................................ 5

1.2. Общая характеристика налога на транспортные средства ......................... 9


ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЗЫМАНИЯ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В РК ...........................................................................................….. 13

2.1. Ставки налога на транспорт......................................................................... 13

2.2. Анализ поступлений по налогу на транспортные средства в

местные бюджеты ………………………………………………………….. 16


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА……………………………………………………………………... 19

3.1. Обзор основных изменений на 2010 год………...……………………….. 19

3.2 Транспорт и налогообложение в развитых странах……………………… 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 26

Работа содержит 1 файл

еркежан.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

       Налог - это безвозвратное взимание денег, от плательщика к государству  и только. Этим налог отличается от возвратных платежей, например, государственных  займов, при которых деньги движутся сперва от плательщика к государству, а затем - от государства к плательщику. Безвозвратность одновременно означает бессрочность изъятия денег, то есть они не будут возвращены ни в каком будущем.

       Налог опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное  встречным движением стоимости в товарной форме. Однако, можно безусловно утверждать, что эквивалентом налога являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть.

       Налог порождает стабильные экономические  отношения, чем отличается, скажем, от административного штрафа, который обладает многими признаками налога, но не является налогом.

       Налог характеризуется наличием объекта  обложения. Не существует налога просто так - любой налог взимается по поводу наличия или совершения чего-либо, то есть при наличии объекта налогообложения.

       Налог всегда носит индивидуальный определенный характер, то есть всегда существует субъект  платежа в виде конкретного юридического или физического лица. Иначе не с кого будет взять налог.

       Для налога характерен определенный размер платежа. В нормативных актах, устанавливающих налог, всегда определяется размер налога тем или иным способом ( в процентах от дохода, в виде твердой фиксированной суммы и т.д.). Наличие определенного размера налога формирует содержание налогового обязательства - налогоплательщик знает, сколько должен государству.

       Фиксированность сроков уплаты налога, важная его характеристика. Сроки уплаты налога строго регламентируются государством и в отличие от других платежей не могут меняться по срокам без изменения законодательной базы.

       Сумма налога всегда идет в доход государства, чем налог отличается от всякого  рода сборов и платежей, которые  могут устанавливаться в рамках не государственных структур ( например, партийные взносы, учредительные  паи и т.п.).

       Таким образом, о понятии налог можно сказать что в материальном смысле налог - это сумма денег (реже - вещей), подлежащая передаче налого-плательщиком государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке; в экономическом смысле - это денежное отношение, опосредущее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах и в определенном порядке; в юридическом смысле - это государством установленное, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег ( реже - вещей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в определенном порядке.

       В РК все отношения по установлению, введению и порядку исчисления и  уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения  между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства регулирует Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» или Налоговый кодекс.

       В соответствии с Налоговым кодексом на территории РК действуют следующие виды налогов:

      1.  корпоративный подоходный налог;  
      2.  индивидуальный подоходный налог;  
      3.  налог на добавленную стоимость;  
      4.  акцизы;  
      5.  рентный налог на экспорт;  
      6.  специальные платежи и налоги недропользователей;  
      7.  социальный налог;  
      8.  налог на транспортные средства;  
      9.  земельный налог;  
      10. налог на имущество;  
      11. налог на игорный бизнес;  
      12. фиксированный налог;  
      13. единый земельный налог;  
 
 

1.2.  Общая характеристика налога на транспортные средства

       Налог на транспортные средства является прямым налогом и пополняет доход  местного бюджета.

         В соответствии с Налоговым кодексом РК налогоплательщиками данного вида налога являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения (далее - юридические лица), имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не указано в настоящей статье. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

       Не являются плательщиками налога на транспортные средства: 
 1) плательщики единого земельного налога по следующим транспортным средствам, принадлежащим его членам на праве общей собственности, на праве собственности и непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции: 
     - один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2500 кубических сантиметров;

     - грузовые автомобили с предельной суммарной мощностью двигателя в размере 1000 кВт на 1000 гектаров пашни с соблюдением соотношения 1:1. 
      При этом в случаях, если по итогам расчета количество транспортных средств составит более одной единицы с дробным значением от 0,5 и выше, такое значение подлежит округлению до целых единиц, если ниже 0,5 - округлению не подлежит.

 2) производители сельскохозяйственной продукции, включая плательщиков единого земельного налога, по следующей специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции:      

- автомобили-цистерны для перевозки молока или воды для сельскохозяйственных целей;  
     - автомобили ветеринарной службы;  
    -  автозообиологические лаборатории;  
    -  автокормовозы;  
    - автопогрузчики;  
    -  автозаправщики сеялок;  
    -  автомашины для внесения удобрений;  
    -  автозагрузчик самолетов минеральными удобрениями и ядохимикатами;  
    -  автотранспортировщики штабелей тюков;  
    -  авторазбрасыватель приманок;  
    - ботвоуборочные машины;  
    -  воздушное судно АН-2 с/х;  
    -  жатки самоходные;  
    -  зерноуборочные комбайны;  
    -  колесные тракторы, самоходные шасси и мобильные энергетические средства;  
     - кормоуборочные комбайны;  
     - автомобили-мастерские по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин;  
     -  самоходные косилки;  
     - стогообразователи;  
     - уборочные комбайны (по сбору корнеплодов, картофеля, томатов, зеленого горошка, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции);

3) государственные учреждения;

4) участники  Великой Отечественной войны  и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;  
 5) инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;  
 6) герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий "Халық қаhарманы", "Қазақстанның Еңбек Ерi", награжденные орденом Славы трех степеней и орденом "Отан", многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", награжденные подвесками "Алтын алқа", "Күмiс алқа", - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;  
 7) физические лица - по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.

       Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.

       Не  являются объектами налогообложения:

1) карьерные  автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше;  
2) специализированные медицинские транспортные средства.

       Налогоплательщик  исчисляет сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки по каждому транспортному средству.

      В случае нахождения транспортного средства на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления менее налогового периода сумма налога исчисляется за период фактического нахождения транспортного средства на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления посредством деления годовой суммы налога на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического нахождения транспортного средства на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

      При передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на объекты налогообложения в течение налогового периода сумма налога исчисляется в следующем порядке:

      Для передающей стороны: По транспортным средствам, имеющимся на начало налогового периода, сумма налога исчисляется за период с начала налогового периода до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство. По транспортным средствам, приобретенным в течение налогового периода, сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором было приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство;

      Для приобретающей стороны - сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до конца налогового периода или до первого числа месяца, в котором приобретающей стороной впоследствии было передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на указанное транспортное средство.

      При передаче права собственности на объекты налогообложения между  физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, в  случае, если в течение текущего налогового периода передающей стороной произведена уплата годовой суммы налога, такая уплата налога по согласованию сторон исходя из условий договора купли-продажи является исполнением налогового обязательства приобретающей стороны по уплате налога за текущий налоговый период по передаваемому объекту налогообложения.

      Физические  лица при приобретении транспортного  средства, не состоявшего на момент приобретения на учете в Республике Казахстан, исчисляют сумму налога за период с первого числа месяца, в котором возникло право собственности  на транспортное средство, до конца налогового периода или до первого числа месяца, в котором право собственности прекращено.

      При снятии с учета транспортного  средства в уполномоченном государственном  органе в сфере регистрации транспортных средств, числящегося угнанным и (или) похищенным у владельцев, основанием для освобождения от уплаты налога на период розыска транспортного средства является документ, подтверждающий снятие с учета транспортного средства по данному основанию.

      В налоговом кодексе РК установлены  следующие сроки уплаты налога:

      Для юридических лиц - не позднее 5 июля налогового периода. В случае приобретения права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на транспортное средство после 1 июля налогового периода юридические лица производят уплату налога по указанному транспортному средству не позднее десяти календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.  
           Сроком уплаты налога в бюджет для физических лиц является дата не позднее 31 декабря налогового периода.

      Уплата  налога производится по месту регистрации  объектов обложения.

      Налоговым периодом для исчисления и уплаты налога на транспортные средства  является календарный год.

      Налоговая ставка дифференцирована и устанавливается в МРП.

      Налоговой базой является  объем двигателя  в см3 – для легковых автомобилей, грузоподъемность в тоннах, а также пассажироемкость  (количество мест) и мощность.

Информация о работе Налог на транспортные средства в РК