Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2


1Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации. …………..4


2. Принципы налогообложения…....................................................................................10


3. Недостатки налоговой системы России….……………………………………...…..12


Заключение………………………………….…………………….…………………..…16


Список использованных источников……………………………..………………….....17

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 37.99 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………………...2 

1. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации…………..4 

2. Принципы  налогообложения…....................................................................................10 

3. Недостатки налоговой системы России….……………………………………...…..12 

Заключение………………………………….…………………….…………………..…16 

Список  использованных источников……………………………..………………….....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

   Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого  и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

   С помощью налоговой системы государство  активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту  одних отраслей или форм собственности  и "ухудшению" других.

   В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о  необходимости коренной налоговой  реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается  лишь небольшими изменениями в налоговой  системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая  налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же действующая налоговая система  страны, наоборот, становится тормозом экономического развития, что и наблюдается  в современной России. Поэтому  неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на первое место среди наиболее важных проблем современной экономики  России, требующих скорейшего решения.

   Россия - крайне дифференцированная страна, в  том числе и в налоговой  сфере. Регионы России обладают различным  экономическим потенциалом, характеризуются  различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор  и  около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности  заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

   Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

   - финансирует некоторые расходы  на простое и расширенно воспроизводство  в народном хозяйстве,

   - финансирует социальные программы- пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

   - обеспечивает свою оборону и  безопасность,

   - содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

   Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для  государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время  налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного  в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

   Вторая  функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания  и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью  равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия  дохода и прибыли.

   Третья  функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни  малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения  граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой  получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.

   Налоги  играют решающую роль в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода страны.  

     1.Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации 
 

   По  Закону Российской Федерации "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под  налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему.

   Таким образом, в соответствие с Налоговым  кодексом в России под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве 

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   Классификация налогов.

   Объединение налоговых платежей в систему  позволяет их классифицировать по различным  признакам. Это дает возможность  лучше уяснить сущность и механизм их действия.

   Налоги  классифицируются следующим образом:

   - По субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги, взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

   - По методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги. Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

   Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет  государству полнее использовать как  фискальную, так и стимулирующую  функции налогов. В этом случае под  налоговым воздействием оказываются  и материальные, и рабочая сила, и доход.

   В зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.

   В зависимости от территориального уровня, на котором он взимается. Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:

   1. федеральный (их правовое регулирование  осуществляется федеральным законодательством),

   2. региональный (их правовое регулирование  осуществляется федеральным и  региональным законодательством;  зачисляются в территориальные  бюджеты),

   3. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

   При этом распределение налогов между  бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным  законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют  права устанавливать налоги или  сборы, непредусмотренные Налоговым  кодексом РФ.

   Но  регионам и местным властям предоставлены  достаточно широкие законодательные  полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные  власти могут самостоятельно принимать  решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки  уплаты по этим налогам.

   Таким образом, региональные и местные  власти не могут повышать налоговую  нагрузку на своей территории сверх  установленных федеральным законодательством  пределов, но могут создавать более  благоприятные налоговые условия  для населения и организаций  за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных  налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

   Федеральные налоги  и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории России

   К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

   Косвенные налоги:

   - налог на добавленную стоимость (НДС);

   - акцизы на отдельные виды товаров(услуг)  и отдельные виды минерального сырья;

   - таможенная пошлина и таможенные сборы;

   - налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной  валюте.

   Прямые налоги:

   - налог на прибыль(доход) организаций;

   - налог на доходы от капитала;

   - подоходный налог с физических  лиц;

   - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

   - налоги на пользование недрами;

   - государственная пошлина;

   - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

   - налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

   - сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

   - лесной налог;

   - водный налог;

   - экологический налог;

   - федеральные лицензионные сборы.

   Федеральные налоги поступают не только в федеральный  бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные  бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных  налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных  акцизов, 100% подо2ходного налога).

   Региональные  налоги и сборы устанавливаются  в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов  РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Информация о работе Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации