Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:44, реферат

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2


1Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации. …………..4


2. Принципы налогообложения…....................................................................................10


3. Недостатки налоговой системы России….……………………………………...…..12


Заключение………………………………….…………………….…………………..…16


Список использованных источников……………………………..………………….....17

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 37.99 Кб (Скачать)
lign="justify">   К региональным налогам (налоги административно-территориальных  единиц республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)

в настоящее  время относятся 7 налогов:

   Косвенные налоги:

   - налог с продаж;

   Прямые налоги:

   - налог на  имущество предприятий;

   - налог на недвижимость;

   - дорожный налог;

   - транспортный налог;

   - налог на игорный бизнес;

   - региональные лицензионные сборы.

   Местные налоги и сборы устанавливаются  и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми  актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных  образований.

   К местным налогам относятся:

   - земельный налог;

   - налог на имущество физических лиц;

   - налог на рекламу;

   - налог на наследование и дарения;

   - местные лицензионные сборы;

   - регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

   - налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники;

   -сбор  за выигрыш на бегах;

   -сбор  за право проведения кино и  телесъёмок;

   -сбор  за право использования местной  символики;

   -курортный  сбор;

   -сбор  за право торговли;

   -налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне;

   -налог  на содержание жилищного фонда  и объектов социально культурной  сферы.

   Формально ставка налогообложения прибыли  в России (35%) более или менее  соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения  налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.

   Откровенно  конфискационный характер налогообложения  прибыли связан с тем, что в  налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в международной  практике принято относить в себестоимость (например, расходы на рекламу), и  с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает уровень  инфляции. Основной недостаток налоговой  системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия  доходов, вследствие чего многие из предприятий  поставлены на грань убыточности  и банкротства.

   В отличие от многих развитых стран  подоходный налог в России до сих  пор остается, как во времена командной  экономики, преимущественно налогом  на  зарплату и взимается почти  исключительно по месту ее выплаты, т.е. на предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,  удерживаемого на предприятиях и  организациях составила 99% его общих  поступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной платой, фактически ускользают от подоходного  налогообложения (не говоря уж об занижении  во многих организациях в официальной  отчетности реального уровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в "конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо  затрагивает наиболее состоятельных  граждан.

   Несмотря на единые нормативы разделения федеральных налогов, фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки), различия в системе налоговых льгот и др.

   Кроме структурных недостатков самой  налоговой системы Российской Федерации  необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов  в бюджеты.

     2. Принципы налогообложения 
 

   Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключается в  следующем:

   Уровень налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим  расширение производства.

   Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило  по нарастающей кривой, на НДС, где  вновь созданный чистый продукт  облагается налогом всего один раз  вплоть до его реализации.

  1. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  2. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  3. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  4. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

   Этими принципами должно руководствоваться  любое государство при построении налоговой системы, так как они  обеспечивают выполнение всех функций  налогов. Однако при создании налоговой  системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме  того, не была правильно оценена  экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

  1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление  требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.
  2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
  3. Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
  4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
  5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
  6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.
  7. Определена первоочередность направления имеющихся  у предприятий на счетах  средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

   Для налогоплательщиков предусмотрена  возможность получения по их просьбе  отсрочек и рассрочек платежей в  пределах текущего года, а также  финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству  и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

   3. Недостатки налоговой системы России 
 

   Существующая  налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с  одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный  для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая  система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики  государства, экономическому росту  и развитию территорий.

   В сложившейся налоговой системе  страны с экономической точки  зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или 

минимизировать:

   Налоговой системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой  завышенной по сравнению с развитыми  странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление  по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение  многих лет.

   Довольно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами имеют  косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

   Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

   Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между  группами лиц с наименьшими и  наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

   Недостаточно  эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает  борьба за устранение неучтенного в  налоговых целях наличного оборота  денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета  приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

   Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых  льгот не только сделает налоговую  систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед  злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной  перестройкой экономики, развитием  малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и  даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

   Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных  налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы  страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести  единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог  на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с 88законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание  которых превышают сумму собранных налогов.

   Постоянное  изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и  отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, а также на некоторые  другие).

   Несовершенство  законодательства, противоречивость и  запутанность нормативной базы и  процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что  выражается в первую очередь в  затягивании принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных  законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих  налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде  налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

Информация о работе Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации