Налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:08, реферат

Описание работы

Понятие, признаки, функции налогов и сборов. Действие налоговых норм во времени.

Работа содержит 1 файл

Налог и сбор.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
  1. Налог и сбор: понятия, основные черты, функции. Виды налогов и сборов. Порядок их установления и введения.

   Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

   Особенности налогов:

   1) имеют обязательный характер (ст. 57 НК РФ);

   2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означающие, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

   3) уплачиваются в денежной форме;

   4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

   5) они носят постоянный (регулярный) характер и являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Различают следующие функции налогов и сборов:

Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.

Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в обществе.

Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.

Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Регулирующая функция налогов — функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

   Сбор  согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаки  сбора:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации  и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий;

в) сбор является целевым взносом, имеющим целью компенсировать расходы государства, понесенных их органами и учреждениями в связи с выполнением определенных функций.

Виды налогов и сборов:

1.Прежде  всего следует  привести классификацию  налогов и сборов  по уровню власти, ответственному за установление налога. В соответствии со ст. 12 НК РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

- федеральные  налоги и сборы;

- налоги субъектов Российской Федерации;

- местные  налоги.

Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и законами

субъектов Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

2. По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с организаций, налоги с физических лиц и универсальные налоги. В данном случае статус налогоплательщика предопределяет порядок исчисления и уплаты налога. Законодатель уверен, что все организации являются профессиональными налогоплательщиками, имеющими возможность самостоятельно исчислить и уплатить налог, в то время как далеко не все физические лица обладают определенными навыками, позволяющими им исчислять и уплачивать налог самостоятельно. В этой связи для налогов с организаций характерно, что их рассчитывают и уплачивают налогоплательщики-организации самостоятельно (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций), в то время как налоги с физических лиц чаще всего предполагают, что исчисление налога будет возлагаться на налогового агента или налоговый орган (налог на имущество физических лиц), а уплата может осуществляться при участии налогового агента. В тех

же случаях, когда к числу налогоплательщиков отнесены и организации, и физические лица (транспортный налог, земельный  налог), порядок исчисления и уплаты налога дифференцируется в зависимости  от конкретного налогоплательщика в рамках одного налога.

3. Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые - в процессе потребления. В основу деления налогов на прямые и косвенные положено соотношение понятий "налогоплательщик" и "носитель налогового бремени". Налогоплательщик - тот, на ком лежит юридическая обязанность платить налог. Носитель налогового бремени - тот, кто вынужден нести расходы, связанные с уплатой налога. Те налоги, уплата которых предполагает, что одно лицо является и налогоплательщиком и носителем налогового бремени, относятся к прямым налогам. А в тех случаях, когда налог обязано уплачивать одно лицо, а расходы, связанные с уплатой налога, несет другое лицо, речь идет о косвенных налогах. К числу прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации традиционно относят налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и т.п. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

   Порядок установления и введения налогов и сборов.

    В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    Федеральными  налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

    Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

    Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

    Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  настоящим Кодексом, могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  настоящим Кодексом и законами указанных  субъектов Российской Федерации  о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

    При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

    Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    Федеральные, региональные и местные налоги и  сборы отменяются настоящим Кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

   Настоящим Кодексом устанавливаются специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

   Специальные налоговые режимы могут предусматривать  освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

   Налог считается установленным  только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

   1) объект налогообложения;

   2) налоговая база;

Информация о работе Налоги и сборы