Налоги и сборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 17:08, реферат

Описание работы

Понятие, признаки, функции налогов и сборов. Действие налоговых норм во времени.

Работа содержит 1 файл

Налог и сбор.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

   3) налоговый период;

   4) налоговая ставка;

   5) порядок исчисления налога;

   6) порядок и сроки уплаты налога.

   В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

   Согласно  положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

    Статья 18. Специальные налоговые  режимы

    Специальные налоговые режимы устанавливаются  настоящим Кодексом и применяются  в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

    К специальным налоговым режимам  относятся:

    1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) система налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

    4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции. 

    Основные  отличия сборов от налогов, на наш взгляд, сводятся к следующему.

    1. Индивидуальная возмездность. Налоги  индивидуально безвозмездны и  не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это могут быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий.

    2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение играет свободное усмотрение плательщика,   его   мотивация,   стремление   вступить   в   публично-правовые   отношения   с государством. Налог в данном случае не предусматривает свободу выбора.

  1. Компенсационный характер. Цель налогообложения - покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности  государства и муниципальных образований.  В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового  характера.

    5. Ограниченный   состав   элементов.   Требование   определенности   налогообложения применительно к налогам и сборам существенно различается. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период,  налоговую ставку,  порядок исчисления налога,  порядок и сроки его уплаты,  а в необходимых случаях - налоговые льготы.

    При установлении же сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.

    6. Нерегулярный характер. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы   носят   разовый   характер,   уплачиваются   в   строго определенных ситуациях

  1. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства - уже после уплаты сбора.

      8.Соразмерность  масштабам оказываемых публичных  услуг. Согласно п. 1 ст. 3 НК РФ  при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он изменяется.

    Размер  же сбора должен быть одинаков для  всех плательщиков, в отношении которых  государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

    9. Отсутствие штрафных санкций.  Неуплата налога влечет за  собой принудительное изъятие  недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций. 

  1. Действие  законодательства о  налогах и сборах во времени. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу: правовые последствия.

    Действие  актов законодательства о налогах и  сборах во времени

    1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    Акты  законодательства о  сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий  Кодекс в части установления новых  налогов и (или) сборов, а также  акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

    Акты  законодательства о налогах и  сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

    2. Акты законодательства о налогах  и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

    3. Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

    4. Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги и  (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

    5. Положения, предусмотренные настоящей  статьей, распространяются также  на нормативные правовые акты  о налогах и сборах федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.

    Несоответствие  нормативных правовых актов о налогах  и сборах настоящему Кодексу

    Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

    1) издан органом, не имеющим в  соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

    2) отменяет или ограничивает права  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

    3) вводит обязанности, не предусмотренные  настоящим Кодексом, или изменяет  определенное настоящим Кодексом  содержание обязанностей участников  отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

    4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей, разрешенные  настоящим Кодексом;

    5) запрещает действия налоговых  органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;

    6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

    7) изменяет установленные настоящим  Кодексом основания, условия,  последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

    8) изменяет содержание понятий  и терминов, определенных в настоящем  Кодексе, либо использует эти  понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

    9) иным образом противоречит общим  началам и (или) буквальному  смыслу конкретных положений  настоящего Кодекса.

    2. Нормативные правовые акты о  налогах и сборах, указанные в  пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

    3. Признание нормативного правового  акта не соответствующим настоящему  Кодексу осуществляется в судебном  порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

    4. В отношении нормативных правовых  актов, регулирующих порядок взимания  налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации. 

  1. Субъекты  налоговых правоотношений, их общая характеристика.

Ст. 9 НК РФ устанавливает четыре категории участников налоговых отношений:

    1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

    2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

    3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

    4) таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, подчиненные ему таможенные  органы Российской Федерации).

Участник  налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Субъект налогового правоотношения характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налоговых правоотношений является его правовой статус, основу которого составляет налоговая правосубъектность.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Информация о работе Налоги и сборы