Налогообложение доходов физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является по нормативным и литературным источникам изучить исчисление, удержание и уплату НДФЛ в бюджет.

Основные задачи курсовой работы:

1. Изучить объект налогообложения, налоговую базу и применение налоговых ставок по НДФЛ.

2. Определить, кто является налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

3. Выявить проблемы связанные с исчислением НДФЛ и контролем по его удержанию.

4. Рассмотреть пути решения проблем, связанных с исчислением налога на доходы физических лиц.

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия налога на доходы физических лиц 5
1.1 Понятия объекта налогообложения, налогоплательщика, налоговой базы и ставки налога на доходы физических лиц
5
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц 12
2 Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ
21
2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения

21
2.2 Изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц
29
Заключение 39
Литература 42
Приложение А Уведомление

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПД и ЗП бочков.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Еще одно предложение сторонников кардинального реформирования НДФЛ связано с изменением принципа уплаты налога. Законодательным собранием Пермской области подготовлены к внесению в нижнюю палату Федерального собрания поправки о зачислении НДФЛ не по месту регистрации налогового агента, а по месту жительства налогоплательщика. Существуют определенные плюсы перехода на уплату НДФЛ по месту жительства, как для субъектов Федерации, так и для налогоплательщиков. Для первых это, безусловно, пополнение бюджета. Особенно остро стоит вопрос для регионов, где миграция рабочей силы очень высокая, вследствие чего бюджеты недополучают большие суммы налога. Для налогоплательщиков главным преимуществом является упрощение процедуры предоставления налоговых вычетов. В настоящий момент вычеты предоставляются из того бюджета, куда поступил НДФЛ, вследствие чего временной лаг между подачей декларации для подтверждения права на вычет и поступлением денежных средств на счет налогоплательщика часто превышает все допустимые нормы и составляет минимум полгода. Кроме этого, сторонники данной реформы НДФЛ надеются, что получение социальной поддержки населением из того же бюджета, в который поступает налог на доходы физических лиц, проживающих в данном регионе, повысит мотивацию налогоплательщиков и их ответственность за благосостояние региона.

     Тем не менее у данного предложения  больше недостатков, чем преимуществ. Для населения основным минусом  будет являться желание реформаторов расширить число налогоплательщиков НДФЛ за счет пенсионеров. Данное предложение  однозначно вызовет бурю негодования в обществе. Кроме этого, трудности у налогоплательщиков могут быть связаны с определением места получения бюджетных услуг и критериев резидентства, особенно в случаях работы вахтовым методом. Для налоговых агентов основные трудности будут связаны с учетом сведений о регистрации работников, подачей сведений в налоговые органы с детализацией информации, а также увеличением количества платежных поручений, предъявляемых банку. Казначейству для реализации данного новшества понадобится определение принципов, на основании которых будет производиться расщепление сумм налога, а также определение системы возврата налога, уплаченного в бюджет другого муниципалитета.

     Территориальные налоговые органы столкнутся с проблемой  создания системы персонифицированного учета налогоплательщиков, что сопряжено с открытием и ведением лицевых счетов по каждому налогоплательщику. В общем, как отмечают разработчики проекта, для изменения принципа уплаты НДФЛ необходимо внести поправки и дополнения в НК РФ (части первую и вторую), нормативные акты Федеральной налоговой службы России, Бюджетный кодекс РФ, законодательство о банковской деятельности и пенсионное законодательство. Хотя Минфин и Счетная палата в целом дали положительные отзывы, но представляется, что в настоящее время разработчики данного проекта просто не найдут средств для реализации данной идеи. Тем более что вслед за переводом подоходного налога на уплату по месту жительства созреет необходимость перевода его в разряд региональных, а возможно, и местных налогов.

     Несмотря  на все разногласия, касающиеся перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений  в порядке налогообложения доходов  граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается постепенное реформирование, заключающееся в приведении налога в соответствие с современными реалиями: необходим пересмотр размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. Что касается других перспектив реформирования, то необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.  

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение можно сделать следующие  выводы:

     Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и  внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные  сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

     НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

     Особенно  значение НДФЛ возросло с введением  Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование  заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

     В России, как и в большинстве  стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

     Плательщиками НДФЛ являются:

     1) Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

     2) Физические лица, не имеющие постоянного  местожительства в Российской  Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода на территории России.

     К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

     3) Иностранные личные компании, доходы  которых рассматриваются как  доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

     4) В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

     Возраст физического лица не влияет на признание  его плательщиком подоходного налога.

     Объект  налогообложения - это необходимый  элемент состава налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

     Основная  налоговая ставка - 13 %. Так же применяются  ставки 35% и 9%.

     Анализ  налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая  система РФ, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный  характер и практически не выполняют  свою регулирующую функцию, так как  абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.

     В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.

 

     ЛИТЕРАТУРА 

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 19.07.2002 (в  ред. №276-ФЗ от 30.12.2006)
  2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
  3. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»
  4. Приказ МНС России от 29 ноября 2000 г. N БГ-3-08/415 об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ ( в редакции Приказа МНС России от 5 марта 2001 г. N БГ-3-08/73)
  5. Абрамова И. И. Налог на доходы физических лиц. Налоговая декларация. // Налоги. – 2007. – №3.
  6. Черник Д. Г. Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц. // Финансы. – 2008. – №8. – С.12-15.
  7. Четыркин Е.М., Васильева Н.Е. Выборочные методы в аудите. М: Дело, 2006.- 144 с.
  8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.:2006.
  9. www.cons-plus.ru
  10. Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. М: Статус-кво 97, 2007. – 640 с.
  11. Князева Д.А. Об отдельный вопросах начисления налога на доходы. Письмо Министерства финансов РФ от 22.01.2007 № 03-04-06-01/12// Нормативные акты для бухгалтера, 2007.- №4
 

 

Приложение  А 

                       УВЕДОМЛЕНИЕ N ___ 

                            31     августа      5

                            "__" ____________ 20__ года 

     Инспекцией  ФНС России _______________________________________

                                 (ИНН, КПП, код  и наименование инспекции) 

     _____________________________________________________________

     рассмотрено заявление налогоплательщика ________________________

     _____________________________________________________________

    (ИНН  (при наличии), фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства)

     _____________________________________________________________

и приложенные  к нему документы, подтверждающие его  право на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

     По  результатам проверки представленных документов подтверждается право налогоплательщика __________________________________________

                              (фамилия, имя,  отчество)

на получение  имущественного налогового вычета по налогу на  доходы физических лиц за ______ год в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов:

     _____________________________________________________________

      (цифрами и прописью)

     _____________________________________________________________в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на  новое  строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого  дома,квартиры или доли (долей) в них:

     _____________________________________________________________

      (цифрами и прописью)

     ____________________________________________________________ Год начала использования имущественного налогового вычета: _______ год.

     Уведомление выдано налогоплательщику _________________________

     _____________________________________________________________

      (фамилия, имя, отчество)

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц