Налогоплательщики как участники налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции по разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и классификация участников налоговых отношений…………4
1.1Налоговые органы………………………………………………………...7
2. Представительство в налоговых правоотношениях…………………....13
2.1 Законный представитель налогоплательщика………………………...14
2.2 Уполномоченные представители……………………………………....16
3. Иные участники налоговых правоотношений………………………….19
3.1 Банки……………………………………………………………………..19
3.2 Налоговые агенты……………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 41.46 Кб (Скачать)

- для родителей  - паспорт с отметкой о рождении  ребёнка (детей);

- для усыновителей - решение суда или органа записи  актов гражданского состояния  об усыновлении (удочерении);

- для опекунов - решение суда об установлении  опеки.

Любые действия (бездействия) законных представителей организации-налогоплательщика признаются действиями (бездействиями) представляемой организации, т.е. как в случае, если бы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия).

Так, требование об уплате налога и сбора может  быть вручено под расписку налоговым  органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному  представителю. В случае, когда указанные  лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направления требования.

При аресте налогоплательщика  налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному  представителю присутствовать при  этом. Аналогичные права имеет  налоговый представитель и при  проведении осмотра, при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получении копии  решения налогового органа о применении налоговых санкций. Необходимо так же учитывать, что при определении налогового правонарушения установлено, что таковым признаётся виновно совершённое противоправное деяние не только налогоплательщика, но и его представителей.

2.2 Уполномоченные представители.

Уполномоченным  представителем признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его  интересы в отношения с налоговыми органами, иными участниками налоговых  отношений (ст.29 НК РФ). Указанную норму  следует применять с поправкой  на упомянутые положения НК о законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ признаётся не уполномоченным, а законным представителем организации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НК РФ действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействиями) самой организации. Уполномоченное налоговое представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным в зависимости от того, к какому соглашению придут стороны - налогоплательщик и его представитель.

Для осуществления  налогового представительства физическими  лицами необходимо, чтобы они к  моменту налогового представительства  были полностью дееспособными, т.е. достигли установленным законом возраста. Уполномоченными представителями плательщиков налогов могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, не обладающих правовым статусом.

Уполномоченным  представителем налогоплательщика  могут быть и юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и.т.д.) и не коммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды  и.т.д.). Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, поэтому  налоговое представительство будет  носить преимущественно возмездный характер. Основание возмездного  налогового представительства может  служить, например, договор на оказание возмездных юридических услуг, договор  на оказание консультационных услуг  и.т.д.

Некоммерческие  организации могут осуществлять уполномоченное налоговое представительство как за определённое вознаграждение, так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п.3 ст. 50 ГК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что уполномоченные представители налогоплательщика  могут представлять интересы последнего в отношениях не только с налоговыми органами, но и иными участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, например налоговыми агентами, сборщиками налогов и.т.д.

Представление интересов налогоплательщика в  арбитражном суде и суде общей  юрисдикции Налоговым кодексом не регулируется, и право на судебное представительство  не распространяется. В данном случае надо руководствоваться гл. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Перечисленные в пункте 2 статьи 29 НК РФ лица являются представителями власти и служащими правоохранительных или контролирующих органов, поэтому должны представлять в налоговых правоотношениях исключительно интересы государства. Чтобы исключить личную (материальную) зависимость, данные субъекты выведены из круга лиц, имеющих право осуществлять уполномоченное представительство налогоплательщиков.

Кроме того, в  вышеуказанном пункте лица, в силу ограничений законодательства, регулирующих деятельность данных должностных лиц, не вправе заниматься иной деятельностью, кроме профессиональной, за исключением  преподавательской, научной, литературной и иной творческой деятельностью.

Отношения уполномоченного  представительства налогоплательщика- организации оформляются доверенностью, выдаваемой последним своему представителю по правилам, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 185 ГК РФ доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним  лицом другому лицу для представительства  перед третьими лицами, иначе говоря, доверенность - это письменный документ, который выдаётся налогоплательщиком и в котором закреплены полномочия представителя на совершение определённых действий от имени представляемого.

Доверенность  может быть выдана как гражданину, так и физическому лицу. В последнем  случае юридическое лицо действует  через свои органы управления. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В случае выдачи доверенности нескольким лицам, то они все поимённо должны быть перечислены в доверенности. В зависимости от содержания полномочий, указанных в доверенности, можно различать специальные, генеральные и разовые доверенности. Специальная доверенность выдаётся для совершения однородных действий лицом, которому она выдана. Генеральная доверенность выдаётся для совершения представителем самых разнообразных действий от имени представляемого. По содержанию генеральная доверенность шире остальных. Разовая доверенность, выдаётся представляемым представителю для совершения строго одного действия.

Согласно ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного  на это учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК РФ). Срок действия доверенности указывается непосредственно в выдаваемой доверенности, однако с тем условием, что данный срок не должен превышать трёх лет. В случае если в доверенности срок действия не указан, она сохраняет силу в течении одного года с момента её выдачи (ст.186 ГК РФ).  При выдачи доверенности необходимо обратить внимание на то, чтобы в ней была указана дата выдачи. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ, нотариально удостоверенным доверенностям приравнивают доверенности:

-военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

-военнослужащих, членов семей военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений учреждений и военное - учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, удостоверенные командиром этих частей, соединений, учреждений или заведений;

-лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

-совершеннолетних дееспособных граждан, находившихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем соответствующего органа социальной защиты населения. 
 

3.Иные участники  налоговых правоотношений.

3.1 Банки.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает ещё одну категорию участников налоговых отношений - сборщиков налогов, основной функцией которых является принятие от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет. В статье 25 Налогового Кодекса РФ сборщиками налогов и сборов могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы, и должностные лица.

Банки, хотя и  не названы в Кодексе в числе  участников налоговых правоотношений, выполняют в этих отношения немаловажную функцию. Основной обязанностью банков является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых  агентов, иных обязанных лиц относительно перечисления налогов в соответствующие  бюджеты. В Кодексе имеется специальная  глава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками в отношении  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством, и определяющая ответственность за их совершение.

Банками в налоговых  правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центробанка России. Банк выступает в налоговых правоотношениях  в трех видах:

-как налогоплательщик;

-как налоговый агент;

-как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Главная обязанность  банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений  налогоплательщиков и налоговых  агентов на перечисление налогов  и сборов, а также решений налоговых  органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств  на счете налогоплательщика или  налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений  на перечисление налогов или решений  о взыскании налогов в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды). Такие  поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной  гражданским законодательством, в  течении одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения).

Задачи банка - предварительный финансовый контроль и предоставление информации налоговым  органам. Так, банк вправе открывать  счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или  закрытии счета организации (индивидуального  предпринимателя) в налоговый орган  по месту их учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны  выдавать налоговым органам справки  по операциям и счетам организаций  и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного  запроса налогового органа. При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано:

- какие именно  сведения следует представить;

- для какой  цели необходимо представить  эти сведения;

- по каким  основаниям налоговый орган запрашивает  соответствующие сведения.

Применение мер  ответственности к банку не освобождает  банк от обязанности перечислить  в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный  срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном  порядку а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности. 
 
 
 
 
 

3.2. Налоговые агенты.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым  кодексом.

В соответствии со статьёй 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

1. правильно  и своевременно исчислять, удерживать  из денежных средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджеты

(внебюджетные  фонды) соответствующие налоги;

Информация о работе Налогоплательщики как участники налоговых отношений