Налоговая ответственность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87

Работа содержит 1 файл

Диплом - налоговая ответ-ть в РФ.docx

— 145.31 Кб (Скачать)

     Делая вывод, можно сказать, что при  определении судом меры воздействия  на правонарушителя налогового законодательства большое значение имеют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Теоретические  и практические аспекты  применения налоговой  ответственности  к отдельным видам  правонарушения 

     Существует  три классификации налоговой  ответственности в зависимости  от состава правонарушения, субъекта правонарушения, объекта.

     В зависимости от объекта налоговая  ответственность подразделяются на: а) ответственность за правонарушения против системы  гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; б) ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности; в) ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов; г) ответственность за правонарушения против исполнения доходной части бюджета; д) ответственность за правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

     Виды  налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены  гл. 16 и отдельные виды нарушений гл. 18 НК РФ. Рассмотрим последовательно все виды налоговых правонарушений и проанализируем, как проявляет себя в конкретных нормах каждый из элементов состава правонарушения.  

    3.1. Ответственность  за правонарушения  против системы   гарантий выполнения  обязанностей налогоплательщика 

     - нарушение срока постановки на учет  в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)38.

     Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в п. 1 и п. 2 ст. 116 НК РФ, выражается в неподаче (бездействие) лицом в срок, установленный ст. 83 НК РФ, заявления о постановке на учет. Таким образом, при привлечении к ответственности не учитывается, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, имело ли объекты налогообложения и т.д., то есть ответственность наступает за допущенное организацией нарушение срока подачи заявления, независимо от последствий.

     Необходимым условием привлечения налогоплательщика  к ответственности является нарушение  им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно  ст. 83 НК РФ.

     Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации                      ООО «Дельта» о привлечении ее к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменении своего места нахождения, установленного п. 4 ст. 84 НК РФ. Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст. 83 НК РФ, а не сроков, установленных ст. 84 НК РФ, поэтому в данном случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ (Постановление Арбитражного Суда (далее по тексту – АС) по Ивановской области от 11. 05. 2005 №2-2705/2005).

     Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, являются налоговые отношения, возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля, предусмотренной ст.82 НК РФ.

     Привлечение налогоплательщика к ответственности  за нарушение требований к форме  заявления правомерно только в случае, когда данное нарушение препятствует осуществлению налогового контроля, например, налогоплательщик не указал в заявлении основные сведения, которые  необходимы для проверки его деятельности. (Постановление ФАС СЗО от 30.04.2004 N А05-322/02-23/10).

     Субъективная  сторона - наличие умышленной неосторожной форм вины. При привлечении к ответственности по ст. 116 НК РФ конкретная форма вины значения не имеет.

     Субъект – налогоплательщики, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязательная постановка на налоговый учет. В соответствии со  ст. 83 НК РФ к таковым отнесены юридические лица, имеющие обособленные подразделения.

     Привлечение филиалов и представительств российских юридических лиц к налоговой  ответственности по ст. 116 НК РФ неправомерно.

     Нормы ст. 116 НК РФ предусматривают различные санкции не за совершение разных налоговых правонарушений, а санкции за одно правонарушение - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (одно правонарушение - два состава).

     Часть 2 ст. 116 НК РФ представляет собой квалифицирующий признак состава налогового правонарушения установленного в п. 1 ст. 116 НК РФ.

     Необходимо  отметить, что правонарушение, предусмотренное  ст.116 НК РФ, не является длящимся и считается  оконченным с момента истечения  указанных в названной статье сроков.

     - нарушение срока  преставления сведений   об открытии и     закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ)

     Объективная сторона представлена в форме бездействия: непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии (закрытия) счета в течение десяти дней с момента такого открытия (закрытия).

       Так, арбитражный суд, рассматривая  дело о взыскании с организации  ОАО «Лидер» штрафа, предусмотренного ст. 118 НК РФ, установил, что налогоплательщик представил налоговому органу информацию об открытии расчетного счета в день его открытия. Сведения о расчетном счете были установлены в заявлениях на выдачу патента, учета и отчетности. Таким образом, до истечении 10-дневного срока после открытия счета соответствующая информация в налоговом органе имелась. Суд, принимая решение в пользу налогоплательщика, указал, что при таких обстоятельствах несоблюдение формы сообщения об открытии счета не может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии со ст. 118 НК РФ (Постановление АС по Ивановской области от 22.06.2005 № 2 – 4329/2005).

     Общественная  опасность такого налогового правонарушения заключается в том, что оно  либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные  условия как для этого и  для других правонарушений.

     Ответственность  будет иметь место в любом  случае, даже если нарушение срока  представления сведений об открытии (закрытии) счета не повлекло неуплаты налогов (например, из-за отсутствия у  налогоплательщика объектов налогообложения) либо иных последствий.

     Диспозицией ст. 118 НК РФ предусмотрено два самостоятельных состава правонарушения: несообщение об открытии или несообщение о закрытии счетов в банке. Однако налоговый орган в решении о привлечении к ответственности указал размер санкции как за одно из них. Именно поэтому суд правомерно пришел к выводу о том, что данное решение не позволяет определить, за какое конкретное правонарушение организация привлечена к ответственности. В связи с этим, на основании ст. 104 и 105 НК РФ, указанное решение не может служить основанием для взыскания санкций39.

     Обязанности по предоставлению соответствующей  информации распространяется на всех налогоплательщиков и банковских учреждений не зависимо от их правового статуса. (Постановление ФАС СЗО от 14.10.04 А26-2635/04-02-04/07).

     Для применения положений ст. 118 НК РФ необходима совокупность признаков, отсутствие хотя бы одного признается как отсутствие состава налогового правонарушения.

     На  основании изложенного МНС РФ в Письме от 02.07.04 № ММ-6-09/922@ "О  сообщении в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов в банке  в соответствии со ст. 23 НК РФ" был сделан вывод об обязанности налогоплательщика – организации о сообщении об открытии (закрытии) счетов в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, по месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В случае нарушения данной обязанности к налогоплательщику, как указано в письме, применяются налоговые санкции, предусмотренные ст. 118 НК РФ.

     Анализ  судебной практики показывает, что  наиболее часто суды в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершенном  налоговом правонарушении, предусмотренном  п. 1 ст. 118 НК РФ, признают, например, нарушение налогоплательщиком формы уведомления об открытии (закрытии) банковского счета40.

     - Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ).

     Объектом являются отношения, складывающиеся в сфере, обеспечивающей реализацию решения о взыскании налога, принятого в установленном законом порядке владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

     Объективная сторона данного налогового правонарушения выражается в несоблюдении субъектом установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

     Суть  налогового правонарушения, предусмотренного ст. 125, состоит в том, что виновный нарушает упомянутые выше ограничения, т.е. совершает те или иные действия без разрешения налоговых органов. (Приказ МНС от 31.07.2004 № БГ-3-29/404).

     Субъективная  сторона характеризуется лишь умышленной формой вины. При этом виновный действует именно с прямым умыслом: он осознает, что нарушает порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, подвергнутым аресту, предвидит, что в результате создается ситуация, при которой исполнение обязанности по уплате налога практически невозможно, и желает наступления таких последствий.

     Субъектом ответственности по данной статье выступает организация-налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК РФ к нему не применяется.

     Субъект может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ при  наличии формальных нарушений, допущенных контрольными органами при наложении  ареста. Например, в решении налогового органа о применении к налогоплательщику  в качестве меры обеспечения обязанности  по уплате налогов в виде ареста имущества должны быть указаны факты, которые дали основание полагать, что налогоплательщик может скрыться или скрыть свое имущество, а так  же данные о соблюдении налоговым  органом установленной ст. 47 НК РФ процедуры вынесения и исполнения такого решения.

     - непредставление   налоговому органу   сведений, необходимых   для осуществления    налогового контроля (ст.126 НК РФ)

     Объектом налогового правонарушения по ст. 126 НК РФ является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, который проявляется в реализации полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.

     Что касается объективной стороны, то необходимо отметить, что структурно в статье можно выделить два раздела. Первый (п. 1 ст. 126 НК РФ) относится к непредставлению сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или налоговыми агентами. Второй (п. 2 и п. 3 ст. 126 НК РФ) - к непредставлению сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами41.

  1. Непредставление сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или налоговыми агентами.

     Ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ будет иметь место при наличии следующих условий: обязанность представить документы и (или) сведения в конкретный срок предусмотрена законодательством о налогах и сборах42.

     Например, представление в налоговый орган  справок об авансовых взносах  налога на прибыль и расчетов дополнительных платежей в бюджет предусмотрено  не актами законодательства о налогах  и сборах, а Инструкцией МНС  РФ, которая в соответствии с п.2 ст.4 НК РФ к законодательству о налогах  и сборах не относится. Между тем  п.2 ст.8 Закона "О налоге на прибыль  предприятий и организаций" предусмотрено, что одновременно с расчетами  по фактической прибыли предприятиями  представляются дополнительные материалы  по определению налогооблагаемой прибыли. В одном из споров налоговый орган  счел, что справки об авансовых  взносах налога на прибыль и расчеты  дополнительных платежей в бюджет являются этими материалами. Суд отказал  в привлечении налогоплательщика  к ответственности, предусмотренной  п.1 ст.126 НК РФ по причине отсутствия в законе четкого указания на названия этих документов. (Постановление ФАС СЗО от 03.04.04 № А05-10876/03-579/10)

Информация о работе Налоговая ответственность в РФ