Налоговая реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в РФ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую реформу и ее цель;
изучить основные задачи налоговых реформ в РФ;
рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;
дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;
дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;
рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;
охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1.Налоговая реформа и ее цель……………………………………………….
2.Основные задачи налоговых реформ в РФ…………………………………
3.Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г……………..
4. 1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.)………
5. 2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)………
6. Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг………………………………………………………………………..
7. Основные направления налоговой политики в 2008-2011 гг……………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………………..

Работа содержит 1 файл

Налоговая реформа в России.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Московский  областной государственный колледж  технологий, экономики и предпринимательства

___________________________________________________________________________ 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: Налоговое право 

на тему: Налоговая реформа в РФ 
 

Специальность 030503 Правоведение 
 
 

Выполнил студент  гр.  912                 Е. В. Ткачева

Проверила:                        Г. Н. Шилина 
 
 

      Лыткарино 2012 
 
 

      С О Д Е Р Ж  А Н И Е : 

   
Введение   ………………………………………………………………………

1.Налоговая  реформа и ее цель……………………………………………….

2.Основные  задачи налоговых реформ в  РФ…………………………………

3.Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г……………..

4. 1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.)………

5. 2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)………

6. Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг………………………………………………………………………..

7. Основные направления налоговой политики в 2008-2011 гг……………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список  использованной литературы и источников……………………………..

 

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В течение последних восьми лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Эта налоговая реформа, имевшая мало аналогов в мировой практике, имела объективные причины.

     Основы  действовавшей к 2000 году налоговой  системы были заложены на рубеже 1990-х  годов. Около полутора десятка налоговых  законов было принято Верховным  Советом РСФСР в самом конце 1991 года. Они вступили в действие с начала 1992 года и продолжали действовать на протяжении всех 1990-х годов, хотя за прошедшее с момента их принятия десятилетия в эти законодательные акты было внесено большое число изменений и дополнений.

     Принятые  в 1991 году законы были подготовлены в тяжёлых экономических и политических условиях в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками. К ним относились гипертрофированно большая роль налога на прибыль, сохранение целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды (прежде всего, в дорожные и социальные), неоправданно низкая роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие. Серьёзный вред был нанесен перешедшим из советского времени ярко выраженным карательным уклоном системы налогового администрирования, выражавшимся, в частности, в очевидной незащищенности налогоплательщика перед контролирующими органами, а также необоснованно высокими размерами санкций за налоговые правонарушения.

     Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывало нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и являлось, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

     Поэтому налоговая реформа с 1990 г. провозглашается  одной из важнейших задач российского  правительства.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в РФ.

     Задачи курсовой работы:

    1. рассмотреть налоговую реформу и ее цель;
    2. изучить основные задачи налоговых реформ в РФ;
    3. рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;
    4. дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;
    5. дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;
    6. рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;
    7. охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.
 
 
 
 
 
 
 

    3.Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г. 

     Система налоговых сборов и платежей в  России до 1990 г. развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных  объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. 

     Основными налоговыми платежами в советское  время являлись1:

  1. налоги с населения, то есть подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;
  2. налоги с предприятий, то есть налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций, таможенные и государственные пошлины.

     Наибольшую  часть налоговых поступлений  СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. 

     К 1990 г. поступления в госбюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов2. Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

     К концу 80-х – началу 90-х годов  база доходов бюджета от населения  не имела перспектив развития, а  база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию  к сокращению.

     Объемы  платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год - 129,8 млрд. рублей, 1987 год - 127,4 млрд. рублей, 1988 год - 119, 6 млрд. рублей, 1989 год - 115,5 млрд. рублей3. Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. рублей, внешний долг достиг 47 млрд. инвалютных рублей4.

     Таким образом, к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной  функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы.

     Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. 
 
 

  1. 1 этап налоговой  реформы современной  России

(1990-1997 гг.) 

     Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

     Однако  основы существующей в настоящее  время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

     Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ  (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

     Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

  1. общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ; 
  2. республиканские налоги и сборы республик в  составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований; 
  3. местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
  4. общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы5

     Состав налогов и сборов периодически  менялся по решению соответствующих органов.

     Очевидно, что сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства.

     При этом ключевой проблемой экономики  посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

  1. политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;
  2. угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;
  3. объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

     Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость  налогов, но все они давали краткосрочный  результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к  тому, что налоговая система в это время характеризовалась,  как нестабильная и непредсказуемая. 

     В 1997 г. на территории РФ действовало  более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая налоговая система, которая включала:

  1. общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые  на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): 
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • подоходный налог с банков;
  • подоходный налог со страховой деятельности;
  • налог с биржевой деятельности;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенная пошлина;
  • государственная пошлина;
  • подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налоги и платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги на транспортные средства;
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.;

Информация о работе Налоговая реформа в РФ