Налоговая реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в РФ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую реформу и ее цель;
изучить основные задачи налоговых реформ в РФ;
рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;
дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;
дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;
рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;
охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1.Налоговая реформа и ее цель……………………………………………….
2.Основные задачи налоговых реформ в РФ…………………………………
3.Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г……………..
4. 1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.)………
5. 2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)………
6. Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг………………………………………………………………………..
7. Основные направления налоговой политики в 2008-2011 гг……………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………………..

Работа содержит 1 файл

Налоговая реформа в России.doc

— 150.00 Кб (Скачать)
  1. республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6):
  • налог на имущество предприятий; 
  • лесной доход;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др. 
  1. местные налоги и сборы (было около 24):

 

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • сбор за право торговли;
  • налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе);
  • налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
  • лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
  • сбор со сделок, произведенных на  товарных биржах  и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1% от суммы сделки) и др. 

     Практика  функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу – риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком  много возможностей для  уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной  деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок.  

     Таким образом, неспособность государства на  протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за  границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы России в 1990 – 1997 гг. выявила много проблем  и противоречий,  что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.

 

     

  1. 2 этап налоговой  реформы современной России

(1998-2004 гг.) 

      С начала 1999 г. начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ.  Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 г., после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового Кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения  обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты. 

     В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового  кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России было подготовлено  и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены  формы налоговых деклараций  и инструкции по их применению. 

     Однако за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а  правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому в НК РФ была внесена большая серия поправок.

     В период с 2000-2002 г. Правительство предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического  развития России  на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов  государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

     В области межбюджетных отношений – перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к  доходам региональных бюджетов.

     Цель налоговой реформы заключалась не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать  налоговую  систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся  в различных экономических условиях; повысить уровень  ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и  т.д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. 

     Во  исполнение поставленных целей налоговой  реформы с 1 января 2001 г. были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических  лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

     Согласно  положению новой главы 23, была введена  единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее  прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. 

     Уже в 2001 – 2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи  между либерализацией налогообложения  и ростом доходных поступлений. 

     Кроме того, среди новых моментов  уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов – стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

     Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд – 28 %; Фонд социального страхования – 5,4 %; Фонд занятости населения – 1,5 %; Фонд медицинского страхования – 3,6 %).

     Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в  виде  выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение  заработной  платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов  предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты  труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер оставался пока очень высоким, что являлось сдерживающим фактором  для легализации  расходов на оплату труда.

     Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.

     Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы  произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. – прямогонный бензин. 

     В течение 2001 – 2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления). 

     Кроме того, с 1 января 2001 г. отменен налог  на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий  и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления.

     Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

     С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса  Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж.

     Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 - 4 %. 

     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения была едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций  включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых  деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов  на подготовку и переподготовку  кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд. рублей, что составляет 1,9 % к ВВП6.

     В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений  на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.  Кроме того, в 2002 г. введена в действие глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

     Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.

     Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов  малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со стороны представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

     Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривали  сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер. 

     Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 г., создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму было предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством было предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые  по ставке 6 % (данная схема действовала до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая  по ставке 15 %.  Кроме того, введение данной главы позволило  не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

     Единый  налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам.

     Был также определен  новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.

Информация о работе Налоговая реформа в РФ