Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы, выявление ее недостатков и проблем. Для достижения данной цели я ставил перед собой ряд задач. Во-первых, изучить исторический опыт реформирования систем налогообложения в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить ее недостатки.

Содержание

Введение
1. Налоговая система Российской Федерации: прошлое и настоящее
1.1. Опыт реформирования налоговых систем в России.
1.2. Особенности современной налоговой системы России.
1.3. Принципы построения налоговой системы России.
2. Анализ действующей налоговой системы Российской Федерации.
2.1. Классификация налогов по различным признакам.
2.2. Налоговая система Российской Федерации.
2.3.Показатели эффективности налоговой системы.
3. Проблемы налоговой системы Российской Федерации.
3.1. Недостатки налоговой системы России.
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

2.1. Классификация налогов  по различным признакам.

Государство использует налоги для создания необходимого ему  денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных  социально-экономических задач. Постоянная и, как правило, растущая потребность  государства в денежных средствах  и стремление воздействовать с помощью  налогов на социально-экономические  процессы ведут к применению разнообразных  видов этих платежей, влияют на их количество. История развития государств мира подтверждает это.

Немалое число налогов  установлено и  современным законодательством  Российской федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не только налоги в собственном смысле слова, но и другие платежи, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные внебюджетные фонды. При этом все они объединены в общем понятии ''налоговая система''.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  Налоговым  кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Объединение налоговых  платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей  лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации  может быть несколько. Каждая из них  имеет свое значение и практическое применение.

В зависимости от категории субъектов (плательщиков)  можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе относятся налоги разного территориального уровня. В первую группу входят налоги  на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и другие. Во вторую – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и другие. Выявление круга платежей по субъектам имеет существенное практическое значение для характеристики правового статуса соответствующего юридического или  физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

Вместе с тем  для настоящего времени характерно появление в Российской Федерации  группы налогов,  общих как для юридических, так и для физических лиц. Это: земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и другие. Они совпадают по своему основному содержанию, регулируются общими для разных субъектов нормативными актами.

В зависимости от характера использования  налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий  денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета  без привязки к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают возможность  маневра для органов власти при  распределении бюджетных средств.

Целевое предназначение налогов выступает как мера вынужденного характера, обусловленная экономическими или другими причинами (например, зачисление специальных налогов  в дорожные фонды связано с  необходимостью развития автомобильных  дорог).

Целевые налоги зачисляются  во внебюджетные и бюджетные целевые  фонды или выделяются в бюджете  отдельной строкой для целевого использования (как, например, земельный  налог).

В зависимости от формы возложения налогового бремени (формы взимания) налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги, в  отличие от косвенных, непосредственно не обращены к налогоплательщику, – а к доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Косвенное же налогообложение  отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров. В результате этого он непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика не связан. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары,  оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же, бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Он и является в конечном итоге плательщиком налога. Такими косвенными налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость.

Экономисты и политики высказывали мнение о косвенных  налогах как о несправедливых, так как чем беднее человек, тем  большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов. Однако в самых различных странах  мира косвенные налоги получили широкое  применение.

Налоги  можно классифицировать и по объектам налогообложения: на платежи с доходов (выручки, прибыли), имущества, с определенных видов деятельности, за использование природных ресурсов. Такие налоги  распространяются как на юридические лица, так и на физических лиц.

2.2. Налоговая система  Российской Федерации.

Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система  Российской Федерации включает три  группы налогов: федеральные налоги; налоги  республик  в  составе  Российской Федерации и налоги  краев,   областей,   автономной  области,   автономных округов; местные налоги.

К федеральным относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы на отдельные  группы и виды товаров;

в)  федеральный налог на прибыль предприятий;

г)  таможенная пошлина и таможенные сборы;

д)  платежи за пользование природными ресурсами;

е)  федеральный подоходный налог с физических лиц;

ж) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

з) гербовый сбор;

и) государственная  пошлина;

л) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и  дарения;

м) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.

К налогам республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие  налоги:

а) налог на имущество  предприятий;

б) лесной доход;

в)  плата  за  воду,  забираемую  промышленными  предприятиями из  водохозяйственных систем.

г) сбор на нужды образовательных  учреждений,  взимаемый с юридических лиц;

д) налог на рекламу.

К местным относятся  следующие налоги:

а) налог на  имущество физических лиц;

б) земельный  налог;

в) налог на строительство  объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и  персональных компьютеров;

к) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Помимо них федеральное  законодательство отнесло к данной группе около 20 всевозможных сборов. Так, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, устанавливается законодательными актами РФ и  взимается на всей ее территории. Однако конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Кроме того, по решению районных и городских органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

а)  курортный сбор;

б) сбор за право торговли;

в) целевые сборы  с граждан и предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

г) сбор с владельцев собак;

д) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями;

е) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов  и лотерей;

ж) сбор за выдачу  ордера на квартиру;

з) сбор  за парковку  автотранспорта;

и) сбор за право использования  местной  символики;

к) сбор за участие  в бегах на ипподромах;

л) сбор за выигрыш  на бегах;

м) сбор с лиц, участвующих  в игре на тотализаторе на  ипподроме;

н) сбор со сделок, совершаемых  на биржах, за исключением  сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными  бумагами;

о) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

п)  сбор за уборку территорий населенных пунктов;

р) сбор за открытие игорного бизнеса.

Перечисленные платежи  относятся к источникам доходов  местных бюджетов.

2.3.Показатели  эффективности налоговой  системы.

Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим  их роль в экономике той или  иной страны, служит доля всех налоговых  поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

Второй обобщающий показатель налоговой системы характеризует  распределение налоговых поступлений  по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят  примерно следующим образом:

Налог на добавленную  стоимость – 46,9%

Акцизы – 14,1%

Налог на прибыль  – 14,6%

Ресурсные налоги – 3,5%

Имущественные налоги – 3,9%

Остальные поступления  – 17,0%

Сформировавшаяся  в России система налогообложения  резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС.

 

3. Проблемы налоговой  системы Российской  Федерации.

3.1. Недостатки налоговой  системы России.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической  деятельности, структурных изменений  в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С самого начала построения налоговой системы России был  взят фискальный ориентир. Налоговая  система стала приобретать конфискационный  характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая  система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при  реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и  регулирующей.

Основной целью  российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского  подхода к ее построению в его  одностороннем понимании без  учета конкретных российских условий, но и требованиями международных  финансово-кредитных организаций, которые  для предоставления кредитов поставили  условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.

Основной недостаток налоговой системы России состоит  в том, что она ориентирована  на устранение дефицитности бюджета  изъятием доходов предприятий. Нет  достаточной увязки налоговой системы  с развитием экономики и деятельностью  непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела  к тому, что налоговая система  развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань  убыточности и банкротства. При  этом предприятия заинтересованы в  получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута  к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Информация о работе Налоговая система РФ