Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития форм и методов взимания налогов, путей реформирования правовой базы налоговой системы, ее улучшение.
На сегодняшний день налоговая система является основным предметом дискуссий о путях и способах реформирования. Существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в которой накоплен большой многолетний опыт. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.14 Кб (Скачать)

 

 Правительство русской  Федерации предложило разработчикам  внести в проект Налогового  кодекса еще на местном уровне  налог с розничных продаж. В  добавление к налогу на добавленную цену. Это необычайное сочетание, когда действует и налог с розничных продаж, и налог на добавленную цену. Это дополнительное косвенное налогообложение, которое будет поступать лишь в местный бюджет, причем у местных властей есть широкие способности разглядывать этот налог как социальный. То есть освобождать некие более важные социальные продукты от этого налога.

 

 Одними нормативными  актами увеличить собираемость  налогов нереально, для этого  нужна определенная перестройка  налоговых органов, что само  по себе – самостоятельная  и сложная задачка. Но в принципе  налогов будет меньше, а правила  их сбора – проще, означает, и поступать они будут лучше.

 

                     2.2. Улучшение налоговой системы России

Реформирование  системы сбора налогов

 

 На данном этапе  развития экономики особенное  место занимают вопросы укрепления  и соблюдения законности и  налоговой дисциплины, обеспечения  полноты налоговых платежей, борьбы  с утайкой налогооблагаемых доходов  и имущества. В данной связи был принят ряд принципиальных законодательных актов и решений. В согласовании с этим налоговая служба является единой централизованной системой государственного контроля за соблюдением законности в области налогов.

 

В сравнимо короткие сроки  в русской Федерации была образована единая централизованная система контроля за соблюдением налогового законодательства. В налоговых инспекциях сейчас работают десятки тысяч профессионалов, обладающих разнообразными методиками документальных проверок, отлично знающих бухгалтерский учет и приемы денежного контроля. От их компетентности и профессионального мастерства зависит эффективное решение задач, поставленных перед налоговой государственной службой. А эти задачки предполагают наряду с поступлением в соответствующие бюджеты всех предусмотренных законом налогов, сборов и платежей, еще и формирование в обществе высокой налоговой культуры.

 

 Как понятно, сознательное  отношение налогоплательщика к  его обязательствам перед государством формируется не лишь осмысленным налоговым законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, четким и справедливым исчислением различного рода платежей и их изъятием. Такое выполнение закона могут обеспечить только высококвалифицированные, компетентные сотрудники, люди, служащие закону не за ужас, а за совесть, постоянно пополняющие свои знания.

 

 Госналогслужба приступила  к реформированию системы сбора  налогов.

Основная мишень этих реформ – усиление контроля за уплатой налогов физическими и юридическими лицами.

 

Численность служащих ГНС  сейчас будет резко увеличена, произойдет изменение структуры ведомства. Но конфигурации будут не лишь аппаратными. Госналогслужба собирается радикально изменить всю систему сбора налогов, как с юридических, так и с физических лиц. Полностью поменяется процедура проверки огромнейших компаний, финансово- промышленных групп, банков, имеющих разветвленную сеть филиалов. Юридическим лицам меньше предстоит следующее: вся их финансовая деятельность будет фиксироваться в общегосударственной базе данных, доступной налоговикам в любом месте страны. Для этого создается единая компьютерная сеть, которая к тому же будет связана с данными МВД, налоговой полиции и таможенной службы. После того, как таковая сеть будет создана, уклонение от уплаты налогов из-за не информированности местной налоговой инспекции станет невозможным.

 

 В базе данных Госналогслужбы  найдется место и физическим  лицам. Поэтому налоговый инспектор  сумеет найти размер причитающегося  с вас налога, даже если вы  зарабатывали средства в нескольких  регионах страны. В будущем планируется  даже распространить практику  присвоения регистрационных номеров  налогоплательщика с юридических на физические лица. При рождении каждый гражданин будет получать таковой номер, а позже в течение всей жизни на него будет поступать информация о полученных доходах и, может быть, даже о сделанных расходах.

 Решение задач, стоящих  перед налоговой службой, вряд  ли осуществимо без системного  внедрения компьютерных технологий  в повседневную работу. Лишь с  помощью электронных машин можно  сделать четкий и повсеместный  контроль за соблюдением налогового законодательства, ввести настоящий учет вносимых платежей и сборов.

 Но все это станет вероятным совсем не скоро. Если учитывать, что сейчас на 170 тысяч налоговых инспекторов имеется всего 25 тысяч компьютеров, то можно просто представить, в какую сумму обойдется, лишь закупка нужного оборудования, а ведь еще необходимы довольно крупные суммы для сотворения сети, объединяющей эти компьютеры. Формирование базы данных тоже потребует больших издержек.

 

Несогласованность совершенствования налоговой системы

Происходящие в нашей  стране конфигурации в налогообложении  компаний в определенной степени  стали прогрессивным шагом в  расширении их самостоятельности, поставили  компании всех форм принадлежности в  приблизительно сопоставимые условия, установив единые ставки налога и  освободив от налогообложения фонд скопления. В то же время ряд положений  законодательства и дополнений к  нему ставит под колебание действенность  налоговой системы, а конкретно: некие из них носят общий характер, дающий возможность неоднозначного толкования; велик список льгот, а  их наличие компенсируется высокой  налоговой ставкой. Не считая того, значимые обязательные платежи компаний стают преградой развития производства

(городские платежи, социальные  отчисления в Пенсионный фонд, в Фонды занятости, медицинского  и общественного страхования). Да, обязательные отчисления поступают  в казну от компаний, но, в конечном  счете, все сполна оплачивает  из собственного дохода потребитель,  так как эти отчисления включаются  в издержки на создание и  в конечном итоге – в цены.

 Наряду с преимуществами  налоговой системы есть определенные  трудности недочеты. Одни из них  вызваны общими трудностями и  негативными переменами переходного  периода, остальные соединены  с недостатками и недостаточно осмысленным решением отдельных положений законодательных актов по налогам, третьи – с прямым нарушением законов по налогообложению.

 

 Одним из главных  недостатков явилось введение нередких конфигураций и дополнений в налоговую систему, которые не успевали усваивать как плательщики, так и работники государственных органов. Это наносило вред полноте налоговых платежей в бюджет и регулярности их поступлений.

 Законодательная и  нормативная база по налогам  усложнена, что приводит к допущению  ошибок как со стороны бухгалтеров компаний, так и со стороны работников налоговых инспекций и налоговой милиции. Но за допущенные ошибки работники бухгалтерий несут ответственность перед налоговыми органами, а сотрудники налоговых органов за аналогичные ошибки освобождены от всякой ответственности перед предприятиями.

 

 До компаний не доводятся нормативные документы по налогообложению, а налоговые органы, имеющие централизованное обеспечение этими документами, отказываются давать нужные разъяснения либо консультировать. Из-за отсутствия обычной системы обеспечения необходимыми документами возникает огромное количество ошибок, которые квалифицируются налоговыми органами как преднамеренное нарушение законодательства и, как следствие, к налогоплательщикам используются санкции. Денежные санкции налагаются лишь на бухгалтеров, в то время как по работающим положениям ответственность за компанию бухгалтерского учета и исчисление налоговых платежей возложена на управляющих компаний.

 Сразу в связи с неотработкой механизма взимания налоговых платежей не были охвачены полностью объекты обложения. Огромные размеры доходов и имущества оказались скрытыми от обложения. Практически от налогов уклонялись практически все участники рыночной нелегальной торговли, малого бизнеса, легализованные торговые организации и предприниматели при отсутствии кассовых аппаратов. Бюджет в связи с этим недополучил сотни миллиардов рублей.

 

 В то же время,  во многих вариантах расширительно  применяется законодательство о  налогообложении: так, нормы, связанные  с занижением налога на прибыль,  безосновательно распространяются  на остальные налоги (на добавленную цену). В итоге используются штрафные санкции, многократно превышающие сумму выручки от реализации. Имел место и недостаточный контроль со стороны налоговых инспекций за порядком формирования себестоимости, исчисления и распределения прибыли.

 Компании, нарушая положение о составе издержек, включаемых в себестоимость, выискивают различные пути и лазейки незаконного формирования издержек на создание и реализацию продукции с тем, чтоб занизить сумму отчетной прибыли. Наличие в целом неплатежей компаний из-за отсутствия по различным причинам средств на счетах отрицательно сказалось на платежах в бюджет.

Налогообложение играется недостаточную  стимулирующую роль в собственном  воздействии на инвестиции, направляемые на развитие производства и его улучшение. Недостаточно стимулировалось развитие предпринимательства.

 

Практика показала слабое влияние налогов на понижение  темпов инфляции. При их посредстве не удается заметно понизить денежную массу. В определенной мере действующее налогообложение способствует таковым инфляционным действиям, как рост цен, увеличение денежной массы. Так, введение с высокими ставками косвенных налогов привело к автоматическому увеличению на их величину уровня цен на продукты и сервисы, а это в свою очередь увеличило потребность компаний в кредите, что вызвало рост кредитной эмиссии. С другой стороны, рост цен требовал роста зарплаты, пенсий, стипендий, компенсаций и остальных социальных выплат. При спаде производства продуктов и услуг и бюджетном дефиците источником финансирования этого роста явилась опять-таки эмиссия денежных символов.

 

 Несогласованность бюджетного кризиса – это сейчас основное препятствие на пути к дешевым деньгам и к инвестициям в экономику в условиях относительно дешевых средств. Если дыру в бюджете закрывать методом секвестрования расходов, то следствие – невыплаты зарплат, пенсий, что мы сейчас и смотрим, соответственно и политическая нестабильность.

 

 Для преодоления бюджетного  кризиса есть два метода. Первый  – либеральный: уменьшить расходы  до уровня доходов. Метод увлекательный,  но сейчас уже нереальный. Сейчас  ситуация совершенно другая, сжимать  расходы уже некуда, дальше нереально:  здравоохранение, социальная сфера,  просвещение, армия – все резервы  тут исчерпаны. Так что сейчас  правительству приходится действовать  в другом направлении и, в  первую очередь, равномерно восстанавливать  налоговую систему.

 

В настоящее время налоги, можно утверждать, не стимулируют  компании в развитии производства. По расчетам на отдельных предприятиях и в суммовом выражении на все  виды налогов приходится свыше 90% от прибыли. Это принуждает предпринимателей, включая компании, заниматься сокрытием прибыли. По мнению отдельных экспертов, в стране в настоящее время в государственный бюджет поступает лишь 60-65% всех подлежащих уплате налогов, что ниже среднего уровня остальных государств (приблизительно 80%).

 Нельзя не отметить, что имеющиеся чрезвычайно высокие  ставки налогов, а также наличие  множества маленьких налогов,  нечеткость принципов налогообложения  по отдельным налогам, в особенности по налогам на добавленную цену, действие, которого постоянно оговаривается бессчетными, различными инструкциями, ложатся тяжелым налоговым прессом. В печатных изданиях, альтернативных программах вносятся предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы. Так, наряду с предложением дальнейшего понижения ставок по налогу на добавленную цену рекомендуется расширить сферу обложения акцизами. Налоговая система нуждается в сокращении числа налогов, в унификации ряда платежей и сборов. Критерием тут может быть схожесть характера объекта обложения, целевого назначения поступлений.

 

Налоговая система просит радикального пересмотра в следующих направлениях: во-первых, сделать налогообложение технически простым. Налоги обязаны быть максимально обезличены. Укрепление настоящей демократии, вера в демократическое правительство, законное функционирование частного сектора – условия перехода к налогам по декларациям о доходах; во-вторых, налоговая система обязана быть нейтральной, то есть правительство не обязано поощрять либо наказывать налогами людей. К примеру, если это сборы на помощь малоимущим, то делать это следует открыто с указанием этих статей в бюджете. Пока же мы не знаем, куда направляются наши средства от налогообложения; в-третьих, налоговая система не обязана препятствовать функционированию экономики и капиталовложениям; в-четвертых, быстрее всего не огромные, а низкие налоги выручат стагнирующий государственный доход.

 

 Формирование и улучшение  системы налогообложения – это  сложная и противоречивая социально-экономическая  и политическая, юридическая неувязка, отражающая диалектику принципов  стабильности и динамики хозяйственной  системы.

 

Предложения русских  экономистов

 В каких же направлениях  совершенствовать нынешнюю налоговую  систему страны? В.Г. Пансков дает: "... самым первым шагом в этом направлении обязана стать дифференциация налоговых ставок (в первую очередь налога на прибыль) с установлением мало вероятной ставки для приоритетных отраслей экономики и наибольшей - для компаний торговли, снабжения и посреднических организаций." То есть, в конечном счете, существенно увеличить налоговое бремя на конечного потребителя.

 

"Сразу с этим, - продолжает В.Г. Пансков, - законодательно установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать либо уменьшать в зависимости от роста (понижения) размера производства в сравнимых ценах. В частности, целесообразно установить порядок, при котором за каждый процент прироста (понижения) объёма производства ставка налога соответственно снижается (повышается) на 0,5-0,7 пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы установить для приоритетных отраслей народного хозяйства, распространив в дальнейшем и на другие компании. Переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в условиях фактически полного отсутствия конкуренции производителей продуктов и услуг привел в ряде случаев к резкому росту массы прибыли и соответственно рентабельности, не являющемуся наградой тех, кто её имеет. Беря во внимание эти происшествия на время переходного периода и стабилизации экономики следовало бы ввести налог на сверх прибыль в виде завышенной ставки налога, применяемой в вариантах, когда уровень рентабельности превосходит 50%. Нечто схожее уже предлагалось, но ставки в 90% прибыли, полученной сверх стопроцентного уровня рентабельности, очень высоки. Целесообразнее было бы ввести более мягкую прогрессию роста налогооблагаемой ставки: 0,5 пункта за каждый пункт превышения уровня рентабельности в 50%."

Информация о работе Налоговая система в России