Налоговые правонарушения: понятие, виды, ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение темы «налоговые правонарушения: понятие, виды, ответственность».

Указанная цель достигается решением следующих задач:

Изучить налоговые правонарушения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
Рассмотреть налоговую ответственность как разновидность юридической ответственности с перечислением основных принципов привлечения к налоговой ответственности, в том числе и принципа справедливости налоговой ответственности.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 61.22 Кб (Скачать)

    «Некоторые  авторы предлагают и иные основания  классификации составов налоговых  правонарушений, например, в зависимости  от степени общественной опасности, подразделяет составы налоговых  правонарушений на основной (простой), квалифицированный и привилегированный17». 
 
 
 
 

  1. Ответственность за налоговые правонарушения
 
    
    1. Понятие и виды ответственности  за совершение налогового правонарушения
 
 

    Одним из важнейших условий налоговой  деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и  реализация возможных обязанностей18.

    Налогоплательщик  несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (п. 5 ч.3 ст. 23 НК РФ).

    Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом  законодательстве не указаны, но выводят  из целей и задач самого НК РФ. Предостерегая  организации и  физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая  ответственность преследует следующие  две цели:

    - охранную, посредством которой общество  от нежелательной ситуаций, связанных  с нарушением имущественных интересов  государства; 

    - стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение  субъектов налогового права.

    Цели  налоговой ответственности реализуются  в функциях19:

    Юридическая функция проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

    Социальная  функция налоговой ответственности  выражается в профилактике налоговых  правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать  нормы налогового права.

    Таким образом, налоговая ответственность  представляет собой обязанность  лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного  принуждения, предусмотренные санкциями  НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными  органами в установленном процессуальном порядке.

    Налоговая ответственность, наступающая в  результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом общих признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступает на основе норм права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть (это является её объективным свойством и заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности); реализуется в соответствующих процессуальных формах20.

    В соответствии со способом, каким санкции  служат охране правопорядка, они  подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, которые заключаются во взыскании  пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание  штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

    К существенным признакам ответственности  за нарушение законодательства о  налогах и сборах относится и  процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение  к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности  это могут быть процедуры, предусмотренные:

    -   законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

    - законодательством об административных  правонарушениях (производство по  делам об административных правонарушениях);

    - уголовно-процессуальным законодательством  (производство предварительного  расследования).

    Прежде  чем перейти к рассмотрению видов  налоговой ответственности необходимо сказать о принципах налоговой  ответственности.

     Принципы  налоговой ответственности –  это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых  правоотношений21.

     Нормы – принципы налоговой ответственности  закреплены в ст. 108 НК РФ и названы  общими условиями привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

     - Законность, означающая недопустимость  привлечения к ответственности  за налоговое правонарушение  иначе, как по основаниям и  в порядке, которые предусмотрены  НК РФ.

     -   Однократность. Принцип однократности  привлечения к налоговой ответственности  означает, что никто не может  быть привлечен повторно к  ответственности за одно и  тоже налоговое правонарушение.

     -  Разграничение налоговой санкции  и налоговой обязанности. Согласно  п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой  санкции не освобождает от  исполнения налоговой обязанности,  поскольку они представляют собой  два самостоятельных элемента  правового статуса налогоплательщика  и налогового агента. Следовательно,  уплата налоговой санкции не  поглощает собой уплату налога  и пени.

     - Презумпции невиновности является налогово-правовой  конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции  РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

     Следует учесть, что особенностью принципов  юридической ответственности является то, что они могут быть, и не названы прямо в правовых нормах о том или ином виде ответственности.22 Так в статьях Налогового Кодекса РФ сами слова «принцип справедливости» отсутствуют. Однако на наш взгляд этот принцип является неотъемлемой частью права, он реально существует, проистекая из конституционных норм, теории права, обобщения правоприменительной практики.

    Российское  законодательство предусматривает  меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах23, в зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности.

     Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

     Она включает в себя:

     - ответственность за совершение  собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами, являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

     - ответственность за нарушения  законодательства о налогах и  сборах, совершенных лицами, не являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

     - ответственность за нарушения  банками обязанностей, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах.

     Несовпадение  налоговой, административной и уголовной  ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах дополнительно  указывает, что привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  её должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

     Административная  ответственность применяется в  отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах  и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает  применение право восстановительных  санкций в отношении нарушителей  законодательства о налогах и  сборах, поэтому к ним могут  применяться только карательные  санкции в виде штрафов.

     Уголовная ответственность наступает в  тех случаях, когда совершенное  физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется  повышенной общественной опасностью и  подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных  санкций уголовным законодательством  предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.  

    
    1.   Налоговое правонарушение  с признаками административной  ответственности
 

    Среди нарушений законодательства о налогах  и сборах как вид выделяются административные правонарушения. В качестве таковых  следует рассматривать налоговые  проступки - посягающие на установленный  в области налогов и сборов порядок противоправные, виновные действия либо бездействие физического или  юридического лица, за которые законодательством  об административных право нарушениях установлена административная ответственность.

    Субъектами  административно наказуемых нарушений  законодательства о налогах и  сборах являются должностные лица организаций-налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых  агентов.

    Все административно наказуемые нарушения  условно можно подразделить на следующие  четыре группы:

    - административные правонарушения, связанные с осуществлением денежных  расчётов и кассовых операций, содержащие признаки административных  правонарушений (ст. 14.5, 15.1 и 15.2 КоАП  РФ);

    - административные правонарушения  в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

    - административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной  продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

    - административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании  деятельности налоговых органов  (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

    К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККМ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

    Административные  правонарушения в области налогов  и сборов включают нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления  сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной  организации; нарушение сроков представления  налоговой декларации; непредставление  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля; нарушение порядка  открытия счёта налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения  о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении  операций по счетам; а также грубые нарушения правил бухгалтерского учёта  и представления бухгалтерской  отчетности.

    В составе рассматриваемых нарушений  законодательства о налогах и  сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной  продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность  федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность  собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную  продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных  специальных марок, акцизных марок  и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Налоговые правонарушения: понятие, виды, ответственность