Ответственность за налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 03:58, реферат

Описание работы

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Ст. 58. Конституции РФ. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Работа содержит 1 файл

Ответственность за налоговые правонарушения.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

Моментом обнаружения  правонарушения в виде непредставления  налогоплательщиком в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов  возникает право обратиться в  суд с иском о взыскании  налоговой санкции, следует считать  день фактической подачи в налоговый  орган декларации и регистрации  в налоговом органе представленного  с просрочкой документа.

Если неуплата или неполная уплата сумм налога совершены умышленно, то штрафная санкция удваивается.

При наличии переплаты  налога в более поздние периоды  по сравнению с тем периодом, когда  возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если он внесет изменения в налоговую  декларацию и уплатит пени. Пени в данном случае начисляются в  период от возникновения недоимки до появления переплаты.

Указанное правонарушение может  быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность  удержать соответствующую сумму  у налогоплательщика из выплачиваемых  налогоплательщику денежных средств. Взыскание штрафа за неправомерное  неперечисление или неполное перечисление сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая  сумма удержана им у налогоплательщика.

Налоговые агенты также должны представлять в налоговый орган  по месту своего учета сведения о  доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные  товары, выполненные работы и оказанные  услуги в том случае, если эти  индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную  регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом  органе. При непредставлении индивидуальными  предпринимателями этих документов у налогового агента нет оснований  считать, что данное физическое лицо является предпринимателем, а следовательно, в данном случае налоговый агент  является источником дохода и обязан исчислить и удержать налог из доходов налогоплательщика при  их фактической выплате за счет любых  денежных средств, выплачиваемых налоговым  агентом налогоплательщику, и уплатить сумму налога в бюджет. Таким образом, непредставление налоговыми агентами сведений о доходах этих физических лиц и суммах исчисленных и  удержанных налогов в соответствии со ст.230 НК РФ влечет за собой применение соответствующей налоговой санкции.

Если налогоплательщик не уплатил штраф добровольно и  в срок, налоговый орган подает иск в арбитражный суд или  суд общей юрисдикции о взыскании  суммы штрафа. При принятии к рассмотрению исков налоговых органов о  взыскании налоговых санкций  суды должны учитывать, что действующим  законодательством предусмотрена  обязательная досудебная процедура  урегулирования спора между налоговым  органом и налогоплательщиком.

Недоимки по налогам и  пени взыскиваются в бесспорном порядке  со всех счетов налогоплательщика, кроме  ссудных и депозитных.

Взыскание налога или сбора  в таком случае производится по решению  налогового органа путем направления  в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовых поручений на списание и  перечисление в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды) денежных средств со счетов налогоплательщика.

Инкассовое поручение  налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней - с валютных счетов.

При недостаточности или  отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации налоговый  орган вправе взыскать налог за счет иного имущества. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится последовательно  в отношении:

- наличных денежных средств;

- ценных бумаг, валютных  ценностей, непроизводственных помещений,  легкового автотранспорта;

- готовой продукции (товара);

- сырья и материалов  и другого имущества.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента  реализации имущества налогоплательщика - организации и погашения его  задолженности за счет вырученных сумм.

При отсутствии денежных средств  на счетах налогоплательщика, а также  если есть основания полагать, что  налогоплательщик принимает меры по сокрытию своего имущества, с санкции  прокурора постановлением налогового органа может быть наложен полный или частичный арест на имущество  налогоплательщика. Порядок ареста имущества определен ст.77 НК РФ.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика  в отношении его имущества, при  котором владение, пользование и  распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем  налогового или таможенного органа.

Полным арестом имущества  признается такое ограничение прав налогоплательщика в отношении  его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование  этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или  таможенного органа.

3.2 Административная ответственность за налоговые правонарушения

Кодеком РФ об Административных правонарушениях предусмотрены  следующие составы:

· Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда -влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом  органе или органе государственного внебюджетного фонда, -влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Ст. 15.3 КоАП РФ.

· Нарушение установленного срока представления в налоговый  орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета  в банке или иной кредитной  организации влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда. Ст. 15.4 КоАП РФ.

· Нарушение установленных  законодательством о налогах  и сборах сроков представления налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета -влечет наложение  административного штрафа на должностных  лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Ст. 15.5 КоАП РФ

· Непредставление в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок либо отказ от представления  в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного  фонда оформленных в установленном  порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля, а равно представление  таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением  случаев, предусмотренных частью 2 настоящей  статьи, влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц  от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Непредставление должностным  лицом органа, осуществляющего государственную  регистрацию юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества  и сделок с ним, либо нотариусом или  должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в  установленный срок в налоговые  органы сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля, а равно представление таких  сведений в неполном объеме или в  искаженном виде влечет наложение административного  штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Ст. 15.6 Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

· Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации  или индивидуальному предпринимателю  без предъявления ими свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе -влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от десяти до двадцати минимальных  размеров оплаты труда. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному  предпринимателю при наличии  у банка или иной кредитной  организации решения налогового органа либо таможенного органа о  приостановлении операций по счетам этого лица -влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере  от двадцати до тридцати минимальных  размеров оплаты труда. Ст. 15.7 КоАП РФ

· Нарушение банком или  иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или  сбора (взноса), а равно инкассового  поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих  пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Ст. 15.7 КоАП РФ

3.3. Уголовная ответственность  за налоговые правонарушения

Родовой объект преступлений предусмотренных статьями 198, 199, 1991, 199Уголовного Кодекса РФ - преступления в сфере экономики.

Причем, если статья 198. “Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды”, указывает на нарушение Конституционной обязанности  платить законно установленные  налоги непосредственно физическим лицом  налогоплательщиком, то статья 199 “Уклонение от уплаты налогов или  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с организации”, указывает на нарушение того же правоотношения организацией, подразумевая должностных  лиц этой организации. То есть, обе  статьи охраняют одно правоотношение  уплату налогов, различие проводится по субъектному составу.

Общественная опасность  уклонения от уплаты налогов заключается  в умышленном невыполнении конституционной  обязанности каждого платить  законно установленные налоги и  сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет непоступление  денежных средств в бюджетную  систему Российской Федерации.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовным Кодексом РФ, является физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства - достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.

К организациям, о которых  говорится в ст. 199 Уголовном Кодексе  РФ относятся все указанные в  налоговом законодательстве плательщики  налогов, за исключением физических лиц.

Особенность заключается  в том, что как по одной, так  и по другой рассматриваемой статье ответственность несут граждане, которые выступают (ст. 198 Уголовного Кодекса РФ) как физические лица - самостоятельные налогоплательщики, так и в качестве должностных  лиц предприятий и организаций, несущих ответственность за неуплату ими налогов.

Необходимо определить, что  является обязательным условием наступления  уголовной ответственности за уклонение  от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в  чем оно может выражаться. Обязательным условием, которое может выражаться как в действиях, так и в  бездействии, является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного  налога.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч  рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч  рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более  пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион  пятьсот тысяч рублей.

К другим объектам налогообложения  помимо доходов (прибыли) относятся  стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, добавленная  стоимость продукции (работ, услуг), доходы от биржевой и страховой деятельности и прочие. Налоговый Кодекс не предусматривает  “другие объекты налогообложения”, в этой части действуют

прежние положения о налогах  и сборах. Сокрытие указанных и  других объектов налогообложения может  выражаться как во включении в  бухгалтерские документы и налоговую  отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так  и в умышленном непредставлении  в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

Физическим лицом могут  быть получены доходы во всех перечисленных  выше формах. Это правомерно и при  осуществлении им любых видов  предпринимательской деятельности, которые в соответствии с действующим  законодательством подлежат налогообложению. При этом нередко встречаются  случаи осуществления предпринимательской  деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Такая ситуация может также стать причиной возникновения  уголовной ответственности в  случаях, когда это деяние причинило  крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено  с извлечением дохода в крупном  размере.

Согласно ст. 199 Уголовного Кодекса РФ к ответственности  могут быть привлечены должностные  лица организаций и предприятий: руководитель организации - налогоплательщика  и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности  руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или  расходах либо скрывавшие другие объекты  налогообложения.

Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения