Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать институт ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачами, поставленными в работе, явились:
1. определение понятия и сущности налогов;
2. изучение классификация налогов;
3. исследование понятия ответственности за нарушение налогового законодательства;
4. определение видов и мер ответственности за нарушение налогового законодательства;
5.исследование путей совершенствования контроля за исполнением налогового законодательства и пресечение нарушений.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения 5
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.2. Классификация налогов 8
2. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства 11
2.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового
законодательства 11
2.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 13
3. Совершенствование системы контроля за соблюдение налогового законодательства 24
3.1Совершенствование методов и форм контроля налоговых органов за
соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах 24
3.2Совершенствование административных, организационных и
иных методов работы уполномоченных органов власти по
обеспечению соблюдения актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 62.60 Кб (Скачать)

 

Содержание

стр.

Введение                                                                                                                       3 
1. Теоретические аспекты налогообложения                                                            5

           1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения                                 5

1.2. Классификация налогов                                                                             8

2. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового                            законодательства                                                                                                       11

2.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового     

         законодательства                                                                                              11

2.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства     13

3. Совершенствование системы контроля за соблюдение налогового          законодательства                                                                                                       24

3.1Совершенствование методов и форм контроля налоговых органов за

соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах                                24

3.2Совершенствование административных, организационных и

иных методов работы уполномоченных органов власти по

обеспечению соблюдения актов  законодательства Российской

Федерации о налогах и  сборах                                                                         26

Заключение                                                                                                                 29

Список использованных источников                                                                       31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы (cт . 58. Конституции РФ). Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер. 
Налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Меняются ставки налогов, объекты  налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники  уплаты налогов. Но проблема правонарушений в области уплаты налогов и  сборов всегда останется актуальной. С этой проблемой не справились даже развитые цивилизованные государства. Правосознание граждан нашего государства  оставляет желать лучшего, и уровень  нарушения налогового законодательства довольно высок. Необходим государственный  механизм принуждения к нарушителям  налогового законодательства. Этим механизмом является привлечения нарушителей  к ответственности за нарушения  законодательства в области уплаты налогов и сборов.

Из выше сказанного можно подчеркнуть актуальность данной курсовой работы.

Исходя из актуальности, перед работой поставлена цель –  исследовать институт ответственности  за нарушение налогового законодательства.

Задачами, поставленными  в работе, явились:

1.  определение понятия и сущности налогов;

2. изучение классификация налогов;

3. исследование понятия ответственности за нарушение налогового законодательства;

4.  определение видов и мер ответственности за нарушение налогового законодательства;

5.исследование путей совершенствования контроля за исполнением налогового законодательства и пресечение нарушений.

В качестве нормативной базы исследования была использована Конституция  Российской Федерации, Федеральные  законы, законодательные акты, акты органов исполнительной и судебной власти. Теоретической базой послужили  информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования, а также учебная и специальная  литература по финансовому, налоговому и бюджетному праву.

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, включающих два подпункта, подробно и последовательно раскрывающих тему исследования, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты налогообложения

1.1. Сущность налогов  и принципы налогообложения

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система  включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с  товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Налоги, таким образом, —  это порождение государства, и в  этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К  примеру, в некоторых докапиталистических  общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные  поборы. Кроме того, основная масса  населения вынуждена была выполнять  натуральные повинности.

Государство устанавливало  налоги в натуральном выражении  с учетом специализации того или  иного хозяйства, местности. С расширением  функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного  взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; 

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства  должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и  подвижности налогов (налог может  быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями  государства), выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения, однократности  обложения.

Перечисленные принципы налогообложения  учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон  РФ «Об основах налоговой системы  Российской Федерации». В течение 1992-1993 гг. серьезные изменения вносились  в механизм налогообложения и  структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

На издержки становления  налоговой системы можно отнести  и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения  и дополнения.

Источником налоговых  платежей (взносов) независимо от объекта  налогообложения является валовой  национальный доход (ВНД), который количественно  не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных Денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников — в форме подоходного налога (13% и более) и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются: прибыль (доход); стоимость  определенных товаров; добавленная  стоимость продукции; имущество  юридических и физических лиц;  
- передача имущества (дарение, продажа, наследование;  
- операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту  получения заработной платы.

Таблица 1 Сведения о численности  налогоплательщиков, состоящих на учете  в налоговых органах Калужской  области по состоянию на 01.01.2011  

Количество юридических  лиц, состоящих на учете:

По месту своего нахождения

29095

По месту нахождения обособленного  подразделения

8412

По месту нахождения недвижимого  имущества

38843

По месту нахождения транспортных средств

28832


 

Количество физических лиц, состоящих на учете:

Состоящие на учете в налоговых органах и имеющие ИНН

968562

в т.ч. индивидуальные предприниматели

32944


 

 

1.2 Классификация  налогов

 

Под налогом, как уже было упомянуто ранее, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и  выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

- императивно-обязательный  характер;

- индивидуальная безвозмездность;

- денежная форма;

- публичный и нецелевой  характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

-          объект (доход, имущество, товар);

-          налоговая база;

-          величина налоговой ставки (квота);

-          налоговый период (месяц, квартал, год);

-          порядок исчисления;

-          порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия  различают два вида налогов:

-          прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства