Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать институт ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачами, поставленными в работе, явились:
1. определение понятия и сущности налогов;
2. изучение классификация налогов;
3. исследование понятия ответственности за нарушение налогового законодательства;
4. определение видов и мер ответственности за нарушение налогового законодательства;
5.исследование путей совершенствования контроля за исполнением налогового законодательства и пресечение нарушений.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения 5
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.2. Классификация налогов 8
2. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства 11
2.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового
законодательства 11
2.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 13
3. Совершенствование системы контроля за соблюдение налогового законодательства 24
3.1Совершенствование методов и форм контроля налоговых органов за
соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах 24
3.2Совершенствование административных, организационных и
иных методов работы уполномоченных органов власти по
обеспечению соблюдения актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 62.60 Кб (Скачать)

11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

12. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 тыс. руб.

Ответственность законодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административного правонарушения.

 В связи с введением  в действие с 1 июля 2002 года  Кодекса об административных  правонарушениях РФ6, из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм, устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенные в главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения, которые условно можно разделить на следующие группы:

1.  Нарушения, заключающиеся в неисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольной деятельности налоговых органов;

2.  Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка работы с денежной наличностью и применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

3.  Нарушения банками обязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сборе налогов;

4.  Нарушения, заключающиеся в несоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;

5.  Нарушения таможенных правил.

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:

1.  Ее основанием является административное правонарушение;

2.  Она состоит в применении к нарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью, мерой принуждения;

3.  К административной ответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставлено законом (суды, органы исполнительной власти);

4.  К административной ответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностные лица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями)7.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административном правонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице, либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол подписывают должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицо налогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола под расписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляют его в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. О  продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление  либо о назначении административного  взыскания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении8.

Уголовная ответственность  за нарушение налогового законодательства.

Налоговые преступления для  государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому для  защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. В странах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции за налоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовного законодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ9.

В уголовном законодательстве нашей страны содержится три состава  налоговых преступления, за которые  предусмотрена ответственность.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами, которые  являются первичными учетными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.

Обязательным условием наступления  уголовной ответственности за уклонение  от уплаты налогов и сборов с организации  является предельный размер неуплаченных налогов и сборов, устанавливаемый  дифференцированно в зависимости  от суммы неуплаты за период трех финансовых лет подряд от общей суммы, подлежащих уплате платежей.

Размер неуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

2. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которых обеспечивается налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, которые  являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, и осуществляют в установленном  порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в бюджет (государственный  внебюджетный фонд) налогов.

Преступление считается  оконченным (составом) по истечении  установленного налоговым законодательством  срока, в который налоговый агент  обязан перечислить налоги и (или) сборы.

Субъект преступного посягательства – физическое лицо, достигшее 16 лет, являющееся индивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтером  организации, на которых возложено  исполнение обязанностей налоговых  агентов.

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом. Мотив  – личные интересы (коммерческий расчет и выгода, корысть и т.д.)10.

3) Сокрытие денежных средств  либо имущества организации или  индивидуального предпринимателя,  за счет которых должно производиться  взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере  формирования бюджета и государственных  внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

Предмет посягательства –  денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (ст. 128 ГК).

С объективной стороны  преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества  организации или индивидуального  предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием  следует понимать любые формы  их утаивания от налоговых органов  и судебных приставов. Например, фиктивная  передача имущества, раздел имущества  собственниками, различные способы  перевода денежных средств на разно-образные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и т.д.

Обязательным элементом  объективной стороны является крупный  размер сокрытых денежных средств либо имущества, который согласно примечания к ст. 169 по стоимости должен превышать 250 тыс. руб.

Субъект преступного посягательства – индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие  управленческие функции в организации, в том числе выступающие в  роли налоговых агентов, а также  собственники организации, т.е. создавшие  ее лица.

Субъективная сторона  сокрытия денежных средств либо имущества  организации или индивидуального  предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов  и (или) сборов характеризуется прямым умыслом11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование  системы контроля за соблюдение налогового законодательства

3.1 Совершенствование методов и форм контроля налоговых органов за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

Налоговая инспекция, в ходе контроля за полнотой и правильностью исчислением налогов, а также за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах пользуется различными методами и формами налогового контроля. В соответствии  с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля – предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

Одной из основных форм налогового контроля является текущий контроль (иначе оперативный). Он ежедневно  осуществляется отделами налоговой  инспекции для предотвращения нарушений  налоговой дисциплины в процессе осуществления ФХД предприятий  и физических лиц, выполнения ими  обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

Экспресс-проверка – это  проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации, за короткий временной период.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной  деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет  правильности исчисления, полноты и  своевременности поступления налоговых  и других обязательных платежей. Последующий  контроль – это углубленное изучение всех сторон ФХД, что позволяет вскрыть  недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения выездных проверок с использованием таких методов  как наблюдение, обследование и анализ непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях.

В правоприменительной практике большинства государств сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов. Как правило, эти методы можно классифицировать на законодательные ограничения, меры административного воздействия, применяемые при нарушении плательщиком налогового законодательства, а также на специальные судебные доктрины.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства