Понятие и функции налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи.

Работа содержит 1 файл

1.пря.docx

— 25.53 Кб (Скачать)

1. Понятие и функции налога и сбора

     С философской позиции налог представляется общественно необходимым явлением, а стало быть, он есть общественное благо. С его помощью, посредством  обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо  всех, особенно во благо нуждающихся  в общественной защите и помощи. В русском языке налог происходит от слова подать, подаяние, т.е. добровольное пожертвование средств ради общественного  блага и помощи конкретному человеку.

     По  своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть  созданного (произведенного или полученного  дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая  уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются  особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного  регулирования.

     В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой  системы и, в этом значении, имеет  выраженную правовую природу. Налоги порождены  государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами - это  прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения - все они реализуются посредством  правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.

     По  мнению Черника Д.Г., налог по своей  сущности, есть "…изъятие государством в пользу общества определенной части  стоимости валового определенного  продукта в виде обязательного взноса". В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который "изымается государством". Изъятие по своей юридической  природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство  налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги.

     На  мой взгляд, неточно указан здесь  и адресат налога - в пользу общества. Он изымается в пользу государства, для осуществления его функций, естественно, полезных обществу, иначе, зачем нужно государство?

     Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме - безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностей. В этом определении так же выпукло проявляется фискальная составляющая налога и неопределенность его адресата. Исследовали проблему дефиниции налога и другие известные налоговеды. Законодательное определение налога (сбора, пошлина) впервые в РФ было дано в ст.2.ФЗ "Об основах налоговой системы Российской Федерации": "Под налогом, сбором пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".

     По  мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый  государством с юридических и физических лиц.

     Определения явно неудачное, поскольку не раскрывает существенных правовых признаков налога и не дает никаких юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового.

     Восполняя явные проблемы и неточности законодательства и теории, пытался разрешить проблему дефиниции налога Конституционный  суд РФ, который в своем постановление  от 11.11.1997 № 16-П указал, что налоговый  платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения (не изъятия - прим. авт.) собственности с целью обеспечения  расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, добавим, обеспеченная мерами государственного принуждения.

     Как видим, суд подчеркнул ряд существенных юридических признаков налога, необходимых для понимания его сущности.

     Справедливо отмечается авторским коллективом  Брызгалина А.В., что представляется очевидным, что решающее значение дефиниция налога приобретает именно в праве, поскольку, во-первых, точное уяснение содержания категории "налог" способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика; во-вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в-третьих, четкое понимание термина "налог" позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов. Поэтому обратимся к анализу дефиниции налога, данной в ст. 8 НК РФ.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     Рассмотрим  основные признаки налога. В ст. 57 Конституции  РФ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РФ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РФ. Статус налога ему придан путем принятия Федерального закона Федеральным собранием Российской Федерации в порядке, определенном ст. ст. 1, 4, 5, 6, 12, НК РФ. В то же время, в содержание законности входит также соблюдение установленного порядка введения региональных и местных налогов, регулирования отдельных элементов их юридических составов, в соответствии с полномочиями, предоставленными органам власти субъектов Федерации и МСУ. (ст. 12 НК РФ).

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязанности  по уплате налога является основанием для направления налоговым или  таможенным органом требования налогоплательщику  об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный  срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся  на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 налогового. Кодекса, а также  путем взыскания налога за счет иного  имущества налогоплательщика в  порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

     Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено налоговым кодексом. Взыскание налога с физического  лица производится в судебном порядке.

     В системе мер обеспечения исполнения налоговой обязанности НК РФ предусматривает  залог имущества, поручительство, взыскание  пени, приостановление операций по счетам налогоплательщиков-предпринимателей в банках, арест имущества (ст. ст. 72-77 НК РФ) 
В качестве меры ответственности за неисполнение или неподлежание исполнения обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РФ)

     В литературе по налоговому праву встречается  несколько различных взглядов относительно функции налогов. Одни авторы называют лишь одну экономическую функцию налогов, выделяя две ее главных составляющих, фискальную и регулирующую.

     1. Лазарев В. называет еще стимулирующую функцию налогов, подразумевая под ней воздействие государства на процессы воспроизводства посредством налоговых льгот, различных вычетов, отсрочек и рассрочек налоговых кредитов и преференций, призванных стимулировать хозяйственную активность налогоплательщиков.

     2. Функция налогового стимулирования прямо закреплена в п.1 ст.1 закона Тюменской области в ред. от 13 января 2001. №225 "О льготном налогообложении в Тюменской области".

     3. Некоторые авторы выделяют политическую функцию налогов, обосновывая свою точку зрения тем, что налоги влияют на социальную структуру общества в целом и имеют значение в качестве контрольного института. Прослеживается прямая связь между политической системой общества и системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют всякое стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого контролировать правительство, расходующее деньги налогоплательщиков. В первом случае при системе косвенных налогов участие населения в управление государством минимально (недемократические формы государства). Во втором, случае система прямых налогов характерна для стран демократической ориентации. Безусловно, связь между политической и налоговой системами имеется, но последняя является производной от первой, определяется ею, поэтому вряд ли способна оказать решающее влияние на ее развитие (политической системы).

     4. В числе налоговых функций ряд авторов обычно называют: фискальную, экономическую, распределительную (перераспределительную, социальную), контрольную и поощрительную.

     4.1.Нехайчик В.К. выделяет три функции: фискальную, социальную и регулирующую.

     4.2.Петрова Г.В. называет восемь функций налогов:  
1) реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции Федерации и ее субъектов (конституционная); 
2) создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая); 
3) обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная); 
4) регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая); 
5) координация и контроль финансовой деятельности с использованием госорганами налоговых методов (контрольная); 
6) влияние налоговых отношений на возникновение условий для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер в интересах развития современного права в сфере экономики и финансов (межотраслевая);  
7) формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая); 
8) защита национальных экономических интересов регулированием таможенных и валютных обязательных платежей, специальным налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая).

     4.3. Юткина Т.Ф. исследует две функции налогов: фискальную и регулирующую. Такую же позицию занимает Барулин С.В. 
Позиция последних двух из названных авторов представляется предпочтительнее, так как через них в полной мере проявляется экономическая, социальная и любая иная сущность налогов.

     Фискальная  функция (от лат. Fiscus - корзина) призвана обеспечить наполнение бюджетов и внебюджетных государственных фондов для финансирования государственных расходов. Причем государственные расходы имеют закономерную тенденцию к систематическому возрастанию, что вызывает потребность в увеличении налоговых поступлений и объективно проявляется в бюджетном планировании и фактическом поступлении налогов. Однако, чрезмерное увеличение фискальной направленности налогообложение и налоговая нагрузка на экономику может вызывать обратный эффект - потерю у производителей экономических стимулов к наращиванию производства, сохранению налоговой и падению собирательности налогов.

     Регулятивная (регулирующая) функция проявляется  через систему налогового регулирования процесса воспроизводства.

     Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота : - отмечает Барулин С.В. - Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства и на стадии потребления. Пример тому косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот…Это позволяет государству воздействовать на массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

     Основными направлениями налогового регулирования  являются; 
- формирование привлекательных инвестиционных условий для ускоренного накопления капитала в перспективных отраслях экономики, определяющих научно-технический прогресс, а также налоговая поддержка малорентабельных, но жизненно важных отраслей производства и услуг, отдельных категорий предприятий. 
К примеру, Законом Ханты-Мансийского АО Тюменской области от 10 декабря 1999г. в ред. От 2 марта 2000г. № 11-03 "О налоговых льготах на 2000г." предусмотрена налоговая поддержка предприятий лесопромышленного комплекса и рыбохозяйственной отрасли, ведущих жилищное и дорожное строительство, осуществляющих добычу и переработку общераспространенных полезных ископаемых, оказывающих культурно-просветительные и образовательные услуги и ряд других.

Информация о работе Понятие и функции налогов и сборов