Понятие и роль налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1Понятие и роль налогов………………………………….4
1.1Социально-экономические предпосылки развития
налогового права………………………………………………4
1.2 Налоги и другие виды государственных доходов………….5
1.3 Юридическое определение налога…………………………..9
1.4 Функции налога………………………………………………13
Глава 2 Налоговые правоотношения……………………………15
2.1 Субъекты налогового правоотношения…………………….15
2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков …………….17
2.3 Права и обязанности налогоплательщика………………….20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Логинова Елена 201-П).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

          Физическое лицо признается налогоплательщиком, если такое лицо: является налоговым резидентом РФ осуществляет экономическую деятельность в Российской Федерации или получает доходы от источников в Российской Федерации;  
является собственником имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации; совершает на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению ;становится участником правоотношений при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ становится участником правоотношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора, установленного законодательством;  
организация признается налогоплательщиком, если она является российской организацией либо удовлетворяет хотя бы одному из вышеперечисленных признаков

Каждое лицо может быть налогоплательщиком одного или нескольких налогов в зависимости от осуществляемой им деятельности, владения имуществом или иных объектов налогообложения. Общие положения о составе налогоплательщиков, их представителей, их правах, обязанностях и гарантиях установлены в правовых нормах раздела 2, глав 3 и 4, статьях 19-25 НК РФ Особенности налогового - правового статуса конкретных групп налогоплательщиков, исполнения обязанности по уплате различных видов налогов и сборов регламентируются правовыми нормами соответствующих глав части второй НК РФ, другими нормативными актами о налогах и сборах Российской Федерации, ее субъектов и представительных органов МСУ. 
           В соответствии со ст19 НК РФ налогоплательщиком признаются все физические лица и организации, на которых в установленном Налоговым Кодексом порядке возложена обязанность по уплате налогов и сборов По видам уплаты обязательных платежей закон выделяет налогоплательщиков и плательщиков сборов .Различие между ними носит материальный характер - одни обязаны платить налоги, другие – сборы .Плательщик сборов имеет существенно меньше обязанностей, чем налогоплательщик .Они не обязаны вставать на налоговый учет, представлять декларации и другие документы по пересчету сборов, вести учет доходов и расходов и т.д Число "чистых" плательщиков сборов невелико .Это пенсионеры, студенты и другие физические лица, которые получают доходы и имеют имущество не подлежащее налогообложению18.Во всех других случаях налогоплательщик и плательщик сборов совпадает в одном лице и при этом налогоплательщик никаких иных прав и обязанностей не приобретает.

         Поэтому в дальнейшем тексте мы не будем разделять лиц обязанных уплачивать налоги и сборы на две категории, ограничиваясь одним понятием "налогоплательщик", за исключением случаев существенного различия в их статусе, указанного в законе .

          Физические лица, работающие по трудовым договорам, наемные работники, государственные и муниципальные служащие, иные лица, получающие доход у источников выплаты, в том числе по гражданско-правовым договорам освобождены от обязанностей вести учет своих доходов и расходов исчисления и уплаты налога на свои доходы, полученные у названных источников, представлять налоговую декларацию. 
Особую группу налогоплательщиков образуют физические лица - предприниматели действующие без образования юридического лица, гражданско-правовой статус    Налоговым законодательством, признаются индивидуальными предпринимателями физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы19
В качестве индивидуального предпринимателя в хозяйственной деятельности может участвовать физическое лицо, являющееся гражданином РФ, способное своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, по достижении 18-ти летнего возраста (ст.21 ГК РФ)В некоторых случаях предпринимательская деятельность граждан допускается и в более раннем возрасте. В частности, если гражданин до достижения 18-ти лет вступает в брак (когда законом предусмотрена такая возможность), то он приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п.2 ст.21 ГК РФ)

              Следовательно, он вправе заниматься предпринимательской деятельностью также в полном обьеме.Закон допускает возможность предпринимательской деятельности граждан по достижению 16-ти летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителей. В этом случае он может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда в порядке, определенном(ст27ГКРФ)(эмансипация)20
Граждане вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности за исключением тех, которые запрещены или ограничены законом .Например, запрещено производство оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, ядовитых, сильнодействующих и наркотических веществ, изготовление орденов и медалей, спирта этилового и некоторых других видов продукции.Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществляться лишь при условии получения специального разрешения (лицензии)В других случаях, закон устанавливает дополнительные условия необходимые для занятия отдельными видами деятельности
 

                                 

                                    2.3 Права и обязанности налогоплательщика.

Права налогоплательщика устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах (например, постановлением городской думы).

            В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:1)получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;2)получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;3)использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;4)получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;5)на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;5)представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;6)присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;7)не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;8)обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;9)требовать соблюдения налоговой тайны21.

             Остановимся более подробно на отдельных правах налогоплательщиков.

Прежде  всего следует отметить, что Налоговый  кодекс гарантирует административную и судебную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Права  налогоплательщиков обеспечиваются также  соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Отказ налогового органа разъяснить порядок применения законодательства о налогах и сборах может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса. При подаче жалобы от имени гражданина должны соблюдаться гарантии, установленные Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В случае отказа в разъяснении либо неверного разъяснения налогоплательщик вправе требовать в установленном гражданским законодательством порядке возмещения убытков в полном объеме (ст. 21 Налогового кодекса). Кроме того, в соответствии со ст. 111 Налогового кодекса, если неверное разъяснение налогового органа повлекло нарушение налогоплательщиком налогового законодательства, вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения исключается и, соответственно, отсутствуют основания для привлечения его к ответственности22.

             Особого внимания требует право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

          Налогоплательщик, в частности, обязан : 1)уплачивать законно установленные налоги;2)встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;4)представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;5)представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;6)в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

              Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет23.

              Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:1)об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);2)обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия) 3)обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);4)об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);5)об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней)24.

               Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы. Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Заключение

В настоящее  время в России идет этап становления  механизма налогового

регулирования посредством реформирования налоговой  системы.

Ученый  совет института государства  и права РАН и Российская ассоциация

налогового  права давно обсудили концепцию  основных положений проекта общей

части Налогового кодекса России.

Общие выводы состоят в следующем.

         Совершенствование налогового законодательства  является актуальной задачей.

Действующая налоговая система в ее основных–экономическом и правовом аспектах

подвергается  обоснованной критике. Непомерное налоговое  бремя для

предприятий–основной  экономический порок российской системы налогообложения.

Её фискально-карательный  характер постоянно  усиливается за счет расширения

налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и

сборов, ужесточение финансовых санкций  и условий налогообложения.

          Правовая форма  налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое

законодательство  излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью,

наличием  пробелов. Попытки устранить эти  недостатки путем многочисленных,

Информация о работе Понятие и роль налогов в Российской Федерации