Понятие и роль налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1Понятие и роль налогов………………………………….4
1.1Социально-экономические предпосылки развития
налогового права………………………………………………4
1.2 Налоги и другие виды государственных доходов………….5
1.3 Юридическое определение налога…………………………..9
1.4 Функции налога………………………………………………13
Глава 2 Налоговые правоотношения……………………………15
2.1 Субъекты налогового правоотношения…………………….15
2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков …………….17
2.3 Права и обязанности налогоплательщика………………….20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Логинова Елена 201-П).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

                     1.3. Юридическое определение налога .

Налог может быть рассмотрен с позиции  не только его правовой природы, но и юридической техники. Между  этими двумя подходами не может  быть кардинальных противоречий, так  как законы не должны противостоять праву, быть беззаконными. Однако есть объективные условия, которые определяют различие этих двух позиций. Право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога10. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества. Более того, в ряде стран существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. Аналогичные позиции характерны и для Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», п. 3, 4 ч. 2 ст. 3 которого предусматривают, что на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете. Это предопределяет главную юридическую черту налога — односторонний характер его установления11. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом. Так как налог представляет собой одностороннее движение средств и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение . Налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу — меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений — с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества — с другой. К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения в зависимости от цели дефиниции. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты. Имеются примеры, когда органами управления вводились обязательные платежи, налоговые по сути, но неналоговые по названию. Оспорить законность таких поборов при отсутствии четкого определения понятия «налог» весьма сложно. С этой позиции можно предложить следующее определение налога12. Налог — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Предлагаемое определение подчеркивает прерогативу законодательной власти устанавливать налоги. Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (повинность, взнос, сбор, такса и т.п.), является неправомерным, если он не установлен законом. В сфере налогообложения исполнительная власть связана законом сильнее, чем в сфере управления. Определение исходит из того, что плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога — социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. Посредством уплаты налога частная собственность служит интересам общества. Уплата налога собственником означает также и то, что равенство в налоговом праве реализуется не в виде подушной подати, уплачиваемой каждым в одинаковом размере.

                При обложении собственности оно мыслится как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу принимается фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Это одно из основных правил налогообложения.Круг участников налоговых отношений не зависит всецело от политико-правовых отношений плательщика и государства. Облагая собственность, государство распространяет свой налоговый суверенитет, как правило, на доходы любых лиц, полученные в связи с их деятельностью на его территории, на имущество, находящееся на его территории, на товарный спрос, возникающий на его территории.

                Определение подчеркивает, что налог устанавливается с целью получения дохода бюджета. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого чаще всего используется способ установления льгот либо же, наоборот, ужесточений13. Принципиальное отличие платежей, воздействующих на поведение плательщика (иногда их называют регулирующими налогами), состоит в том, что они побуждают его отказаться от занятия деятельностью и, следовательно, подрывают собственную базу, сокращают число плательщиков, снижают доходы бюджета. Поскольку регулирующие налоги не имеют финансовой цели, они не являются налогами в строгом смысле слова. Законодатель исходит из платежеспособности лица, оставляя ему свободу действий за пределами налогового обязательства14. Налог не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на долю заработанного. Регулирующие налоги нарушают этот принцип. Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами, например, взимаемые по приговору или решению суда штрафы в пользу третьих лиц или государства. Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти — органов государственной власти или местного самоуправления.

Этим  они отличаются от платежей, взимаемых  на тех же условиях, но установленных  в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями. Это — особые сборы, называемые парафискалитетами. Такие платежи взыскиваются, например, в пользу различных технических и профессиональных организаций, коммерческих и социальных предприятий также на основе принуждения, поэтому их установление, как и установление налогов, возможно только законодательным путем. Однако в некоторых странах, например во Франции, возможно установление парафискалитетов актами органов исполнительной власти .

              Как следует из определения, цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Основные статьи государственных расходов не могут зависеть от того или иного источника. Задача налогового законодательства — «изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности... Такое обеспечение финансовыми средствами является целью, но не имеет определенного адреса; оно не может определять ни мотивы налоговых законов, ни конечные цели их исполнения»2.Можно сказать, что правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения3. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов (см. 2.5).Налог как юридический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сумма не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в Законе о налоге, а не в Законе о бюджете, и, в принципе, не ограничен.Предлагаемое определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными.

                                 1.4 Функции налога

Понятие «функция налога» широко употребляется  на практике, однако в теории налогового права значение этого термина  окончательно не определено. Вопрос о  функциях налога затрагивается в  основном в работах экономистов  и никогда не был предметом  глубокого исследования ученых-юристов. Однако, учитывая важное место налога в современной жизни общества, изучение функций налога с правовой точки зрения заслуживает самого пристального внимания. Термин «функция» раскрыт в теории государства и права.

 Выделенные учеными-теоретиками признаки функции права значимы и применительно к налогу, поскольку налог выражен в нормах права15. При выделении функций налога необходимо использовать следующие критерии: функция налога производна от его сущности и определяется назначением налога в обществе функция налога демонстрирует направление воздействия налогообложения на общественные отношения; функция налога отражает наиболее существенные черты права и направлена на решение коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества функция налога указывает направление активного действия  права, упорядочивающего налоговые отношения; функция налога должна отвечать критерию постоянства — стабильность, непрерывность, длительность действия функции. Можно предложить следующее определение: функция налога — это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства. Проблема функций налога изучается на протяжении довольно продолжительного времени, но исследователи не пришли к единому мнению относительно количества функций налога, их взаимозависимости и приоритетности.

 Одни  ученые выделяют три функции:  фискальную, распределительную и  стимулирующую, другие добавляют к названным еще две: контрольную и поощрительную, третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную функцию, четвертые выделяют еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую. Высказывается даже мнение, что налог не исполняет никаких функций, что функция есть атрибут только системы налогообложения3. Такая разноголосица объясняется тем, что авторы при выделении и классификации функций налога руководствуются различными критериями, не обладающими универсальностью, что и приводит к разным выводам о количестве и содержании функций налога

                                        Глава 2. Налоговые правоотношения .

             2.1 Субъекты налогового правоотношения. 

Субъектом той или иной отрасли права  принято считать физических и  юридических лиц, обладающих правосубъектностью, т.е наделенных совокупностью прав и обязанностей1Проще говоря, это абстрактная юридическая категория, указывающая на потенциального участника правоотношений, которым признается физическое или юридическое лицо, вступившее в правоотношение, реализующее свои субъективные права и выполняющее обязанности, возложенные на него законом, а в гражданских договором. 
         Субъектами налогового права признаются физические лица и организации в том числе и иностранные Возможность того или иного субъекта быть участником налоговых правоотношений определяется его специальной налоговой правосубъектностью, которую можно определить как совокупность налоговых правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, которая возникает при наличии у физических лиц налоговой обязанности. Налоговая правоспособность это свойство (признак) субъектов налогового права, которая проявляется в их способности иметь субъективные права в налоговых правоотношениях Дееспособность физических лиц, понимаемая как их способность реализовывать права и обязанности своими действиями в налоговом праве, имеет ту особенность, что она может быть в соответствии с законом адресована иным лицам (опекунам, попечителям, родителям и д.р.), которые обязаны платить налоги с доходов (имущества), недееспособного налогоплательщика (малолетнего, страдающего психическими заболеваниями, признанного ограниченно дееспособным и т.д.)Подобное переложение обязанности происходит при получении наследства, реорганизации юридических лиц, когда уплатить налоги обязан наследник или правопреемник16. Государственные органы как субъекты налогового права правосубъектностью наделяются законодательством, причем совокупность их прав и обязанностей ограничена решаемыми ими задачами, выполняемыми функциями и уровнем (местом), которые они занимают в системе управления .То же можно сказать и о их должностных лицах. Систему субъектов налоговых правоотношений образуют: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, лица, содействующие налоговым органам в их деятельности, государственные органы налогового администрирования "органы МНС, ГТК, ФСНП, Минфин РФ"Всех субъектов налогового права можно разделить на две группы: индивидуальные субъекты - физические лица; коллективные субъекты - организации, в том числе органы власти.

          По характеру обязанностей, возложенных на них законом субъекты налогового права подразделяются на налогоплательщиков и иных обязанных лиц и государственные (муниципальные) органы-носители властных полномочий. 
Рассмотрим их организационно-правовое положение более подробно 
Состав и правовое положение налогоплательщиков и государственных органов налогового администрирования, образующих центральное звено налоговых правоотношений будут рассмотрены отдельными вопросами данной темы.
Законными представителями организации признаются их органы и (или) иные лица, уполномоченные представлять эти организации на основании законодательства и учредительных документов указанных организаций17. Законными представителями физического лица признаются лица, которые осуществляют соответствующие полномочия на основании гражданского законодательства (родители, усыновители т.д.) 
          Уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть лица, назначенные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами, осуществляющими налоговый контроль, другими участниками налоговых правоотношений, судами в соответствии с подведомственностью рассмотрения дел.      Законом введены ограничения на участие в налоговых правоотношениях в качестве уполномоченных представителей налогоплательщика в качестве должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль, судей, следователей или прокуроров.

Уполномоченный  представитель налогоплательщика  действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком, в которой указывается конкретный переченьполномочий. 
         Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с законодательством. 
         Заканчивая рассмотрение вопроса необходимо пояснить, что как налогоплательщик, так и иной другой субъект могут быть участником нескольких правоотношений в разных лицах с различными правами и обязанностямиК примеру, все организации в одном лице являются налогоплательщиками и налоговыми агентами, регистрационная палата выступает в трех лицах: налогоплательщика, налогового агента и лица, обязанного представлять сведения о недвижимости и сделках с ней и т.д.
 

        2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков .

Налогоплательщиком  признается физическое лицо или организация  удовлетворяющее хотя бы одному из указанных признаков.

Информация о работе Понятие и роль налогов в Российской Федерации