Система налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Сущность налога

1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6

1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8

1.3. Виды налогов………………………………………………………………..9

1.4. Функции налогов…………………………………………………………...11

II. Система налогов в Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов в российской экономике………………………17

2.2. Основные налоги…………………………………………………………...21

Принципы налогообложения………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов в современном обществе.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

I. Сущность налога

 

1.1  Понятие и роль  налогов в современном обществе ………………………..6

 

1.2.  Элементы закона  о налоге………………………………………………….8

 

1.3.  Виды налогов………………………………………………………………..9

 

1.4.  Функции налогов…………………………………………………………...11

 

II. Система налогов в Российской Федерации.

 

2.1.   Классификация налогов в российской экономике………………………17

 

2.2. Основные налоги…………………………………………………………...21

 

    1. Принципы налогообложения………………………………………………31

 

Заключение……………………………………………………………………….37

 

Список  литературы……………………………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги  -   основной источник  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

 В развитии форм  и методов взимания налогов  можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития  общества (от древнего мира до  начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая  сумма средств, которую желательно  было получить; процесс  сбора налогов возлагался на город или общину. На втором этапе (XVI – начало  XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством  правил налогообложения.

 Региональные и  местные органы власти играют  роль помощников государства,  имея ту или иную степень  самостоятельности. Важное место  отводится налогам, как экономическому  рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику.  В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. Применение  налогов  является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия.

 С помощью налогов  определяются взаимоотношения субъектов  предпринимательской деятельности  с  государственными и местными  бюджетами, с банками, а также  с вышестоящими организациями.  При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам. В  условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.

 Государство, проводящее  в жизнь грамотную налоговую  политику, имеет возможность развивать  наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

 Налоговая  система  в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был  принят  пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон  “Об основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную  стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих  законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ  НАЛОГА

1.1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».1 Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. 

 Под налогом понимается  обязательный,  индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 2 В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.3 Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции.

 Налоги устанавливаются  законодательной властью в одностороннем  порядке. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ЭЛЕМЕНТЫ  ЗАКОНА О НАЛОГЕ.

 

Законодательными актами государство  устанавливает конкретные методы исчисления  и способы  уплаты и взимания налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения  – это операции по реализации товаров (работ , услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

 · налоговая база  – стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта  налогообложения;

 · налоговый период  – определенный период времени,  по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

 · налоговая ставка  – величина налоговых отчислений  с единицы объекта  налога. Ставка определяется либо в  виде твердой ставки, либо в  виде процента и называется  налоговой квотой,

 · порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который  устанавливается законодательством о налогах;

 · порядок и сроки  уплаты налога - срок, в который  должен быть уплачен налог,  и который оговаривается в  законодательстве, а за его нарушение,  не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. ВИДЫ НАЛОГОВ

 

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:

подоходный налог и  налог на прибыль корпораций (фирм);

на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

 поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность,  включая землю и другую недвижимость;

 налог на перевод  прибыли и капиталов за рубеж  и другие.

Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

 Второй вид —  налоги на товары и услуги:

 налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;

акцизы (налоги, прямо  включаемые в цену товара или услуги);

на наследство;

на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие.

 Это косвенные налоги. Они  частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги.

 Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче  всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

 Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в  зависимости от степени эластичности  спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса  увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. ФУНКЦИИ  НАЛОГОВ

 

Функции налогов заложены в их сущность, проявляющейся в  способе действий или непосредственно  через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны пять важнейшие функции:

1. Обеспечение  финансирования  государственных  расходов  (фискальная   функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

5. Контрольная функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -  учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации