Система налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Сущность налога

1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6

1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8

1.3. Виды налогов………………………………………………………………..9

1.4. Функции налогов…………………………………………………………...11

II. Система налогов в Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов в российской экономике………………………17

2.2. Основные налоги…………………………………………………………...21

Принципы налогообложения………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов в современном обществе.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги,  государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная  функция налогов. Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

 Контрольная функция  налогов. Сущность ее состоит  в количественном отражении и  соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Сущность налогов как экономической  категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Какие же функции выполняют  налоги? Однако дать однозначный ответ  на данный вопрос невозможно, так как  среди экономистов нет единого  мнения относительно данной проблемы. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в современных условиях налоги выполняют фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция  налогов это одна из основных функций  налогов, которая характерна для  всех государств, независимо от их общественно  политического строя. С ее помощью  формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.

Абсолютное и относительное  увеличение налоговых поступлений  может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых  платежей отразится на ухудшении  условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например, к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.

Следовательно, налоги в  дополнение к фискальной функции  должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную и потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию.

Регулирующая функция  возникла еще в пору первоначального  накопления капитала. В современных  условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Расширение налогового метода в мобилизации для государства  средств вызывает постоянное соприкосновение  налогов с участниками процесса производства, что предоставляет  ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса.

Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального  накопления капитала налоги принимали  участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.

Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с  налогами, обуславливает действие и  развитие регулирующей функции. Возросшее  фискальное значение налоговых доходов  создает объективные условия  для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует что, обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Регулирующая налоговая  функция проявляется на практике в виде налоговых ставок, льгот  и санкций. Использование ставок при исчислении того или иного налога позволяет определить сумму конкретного платежа, и в каком размере она будет перечислена в соответствующий бюджет. Предоставление льгот налогоплательщикам, позволяет им сократить сумму платежей по налогам, предназначенные для перечисления в бюджет, и направить данные средства на решение производственных и др. хозяйственных проблем. Взыскание налоговых санкций с налогоплательщика приводит к уменьшению суммы прибыли, которая должна была поступить в распоряжение хозяйствующего субъекта, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из этого следует то, что использование указанных элементов позволяет регулировать непосредственно процесс перераспределения финансовых ресурсов.

Кроме того, применение налоговой  санкции это проявление контрольной  функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложены в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за этим движением. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства и они неотделимы друг от друга.

В конечном итоге, принимая во внимание функции, которые возлагаются на налог, он должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и на этой основе обеспечивать общественный прогресс.

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Система налогов в Российской Федерации.

 

2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Классификация налогов  – это система их подразделения  на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет  не только научный аспект, но прежде всего практическую направленность и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каков являются налоги в общей системе налогообложения.

Анализ многих работ  экономистов, занимающихся проблемой  налогообложения, свидетельствует, что  в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

- иерархию уровня власти  или уровень управления и власти;

- объект обложения  или сферу изъятия;

- полноту права использования  налоговых сумм;

- источник уплаты налога;

- субъект уплаты налога;

- способ изъятия налога;

- метод обложения;

- способ обложения;

- назначения налога;

- характер построения  налоговых ставок;

По иерархию уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги бывают федеральные, региональные, местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога.

По объекту  обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, работ, услуг, товаров, средств потребления и т.д.

По источнику  уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода, выручки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

По полноте  прав использования налоговых сумм можно выделить закрепленные и регулирующие налоги. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использования налоговых сумм.

По объекту  уплаты различают налоги, взимаемые с физических лиц или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического или организации.

По способу  изъятия налога или доход у налогоплательщика существуют налоги прямые и скрытые. В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар.

По способу обложения налоги бывают кадастровые, декларационные, налично – денежные и безналичные. В основе классификации заложен признак взимание налога по способу обложения налогом налогоплательщика.

По механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации выделяют федеральные, региональные и местные  налоги и сборы.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья; 

3. налог на прибыль  (доход) организации; 

4. налог на доходы  от капитала;

         5. налог на доходы физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина; 

8. таможенная пошлина  и сборы;

9. налог на пользование  недрами; 

10. налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов; 

12. налог на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог; 

14. водный налог; 

15. экологический налог; 

16. федеральные лицензионные  сборы. 

Федеральные налоги (в  том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налога и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К региональным налогам  и сборам относят:

1. налог на имущество  организации; 

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог; 

4. транспортный налог; 

5. налог с продаж;

6. налог на игорный  бизнес;

7. региональные лицензионные  сборы. 

К местным налогам  и сборам относят:

1. земельный налог; 

2. налог на имущество  физических лиц; 

3. налог на рекламу; 

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные  сборы. 

Большинство региональных и местных налогов устанавливаются  законодательными актами РФ и взимается  на всей ее территории.

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации