Система налогов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Сущность налога

1.1 Понятие и роль налогов в современном обществе ………………………..6

1.2. Элементы закона о налоге………………………………………………….8

1.3. Виды налогов………………………………………………………………..9

1.4. Функции налогов…………………………………………………………...11

II. Система налогов в Российской Федерации.

2.1. Классификация налогов в российской экономике………………………17

2.2. Основные налоги…………………………………………………………...21

Принципы налогообложения………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы……………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

Сущность налогов в современном обществе.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

· суммы, выплачиваемые  физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных  фондов кандидатов в депутаты;

· стоимость проезда  работников, проживающих в районах  Крайнего Севера, и членов их семей к месту проведения отпуска, оплата расходов по   содержанию детей   своих работников  в детских дошкольных учреждениях, если она производится из прибыли, остающейся в распоряжении организации;

· выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, при условии, что  они производятся не чаще одного раза в 3  мес. и  не превышают 10 000 руб. в год.

По социальному налогу предусматриваются налоговые льготы инвалидам и их общественным организациям, а также организациям, созданным  для оказания помощи инвалидам.

Налог на имущество  предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого  налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные  учреждения) и организации, в том  числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный  счет, а также межфондовые объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения  является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

Ставки налога на имущество  предприятий определяются в зависимости  от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Которые региональные органы власти в рамках предоставленных им полномочий по установлению ставок и льгот имеют право снижать ставку налога для предприятий для отдельных областей. Снижение ставки налога на имущество представляет собой один из видов льгот. Чаще всего применяется снижение ставки налога на 50% (Москва, Ставропольский край). Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

 Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельно ста предприятия.

Налог на имущество  физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения. Реформирование налоговой системы затронуло налогообложение недвижимости, принадлежащей на праве собственности физическим лицам. Формирование  налогооблагаемой   базы   со   строений   и   сооружений производится    исходя    из    суммарной    инвентаризационной    стоимости имущества по всем объектам, находящимся в собственности физического лица на определенной административной территории.

Инвентаризационная стоимость  каждого объекта собственности, учитывающая износ и рост цен  на строительную продукцию (работы, услуги), определяется органами технической  инвентаризации.

Налог с имущества  переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения  являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ПРИНЦИПЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

 

Рассмотрим вначале  так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения. Часть из них известна еще со времен Д. Рикардо  и А. Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения. Начнем с трех главных принципов, которым должны удовлетворять любые современные формы налога: определенность,  эффективность, справедливость.

Определенность в понимании  Смита означала тот факт, что каждый налог должен быть заранее и гласно объявлен  в отношении:

1. Лиц, которые должны  платить этот налог;

2. Лица или учреждения, которому или в которое этот  налог должен быть уплачен; 

3. Срока, в течение  которого или до которого этот  налог должен быть уплачен;

4. Твердой определенности  той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен  заплатить в качестве этого  налога.

Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика  всех дополнительных затрат времени, труда и денежных средств в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. В трактовке Смита, это – принципы 3 и 4 (удобство времени и места уплаты налога и минимум добавочных расходов для налогоплательщика). Действительно, власти в те времена нередко злоупотребляли введением особых ограничений и условий при уплате налогов, которые оказывали негативное влияние на благосостояние налогоплательщиков (требованиями уплаты налога в неудобное время и в неудобном месте, условиями внесения налога только через откупщиков и т.д.).

В настоящее время  принцип эффективности должен пониматься значительно шире. Во-первых, должны учитываться не только расходы государства  на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во времена Смита эти затраты для граждан были минимальны, но при современных системах налогообложения расходы граждан и предприятий на выполнение этих обязанностей оказываются весьма значительными и иногда достигают величин, сравнимых с суммой самого налога. В большинстве западных стран такие затраты налогоплательщиков давно признаны (включая и право налогоплательщика зачислять их в расходы при исчислении облагаемого дохода) и строго контролируются.

Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов  в связи с  взиманием ими  налогов также непрерывно растут в связи с усложнением  налогового законодательства, увеличением затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичным и более дорогим дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.

Под справедливостью  налога Смит понимал сторгую равномерность  распределения бремени налога между всеми его плательщиками. До него такая равномерность иногда трактовалась как арифметическое равенство по сумме налога, взимаемого с каждого гражданина. Заслуга Смита в том, что он предложил считать налоговой справедливостью соразмерность взимаемого с каждого гражданина налога размеру его дохода. Иными словами, он ввел за правило пропорциональность налогообложения.

В то время это было большим шагом вперед, поскольку  при господствовавших в те времена  налогах на основные предметы потребления (соль, сахар, хлеб и т.д.) получатели низких доходов платили в виде этих налогов непропорционально большую часть своего дохода по сравнению с более состоятельными гражданами, в доходах которых расходы на эти облагаемые налогами продукты занимали относительно незначительное место. В настоящее время идея «налоговой справедливости» продвинулась значительно дальше – к прогрессивности в налогообложении, при которой получатели более высоких доходов должны платить относительно большую их долю в виде налогов.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов, которые на практике выражаются в виде так называемых запретов.

Среди них выделяют следующие:

1).  Запрет на введение  налога без закона;

2).  Запрет двойного взимания налога;

3).  Запрет налогообложения  факторов производства;

4).  Запрет необоснованной  налоговой дискриминации.

  Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза (так называемое юридическое двойное налогообложение). Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет  принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам относят труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически всё налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Для капитала, вложенного в производство, формально существуют  налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках предприятия. Труд как фактор производства свободен от налогообложения во всех развитых странах. Фактически это обеспечено установлением не облагаемого налогом минимума дохода на таком уровне, который превосходит нормальную для этой страны стоимость воспроизводства рабочей силы ( для США ~ $5-6 тыс. в год). На этом минимальном прожиточном уровне дохода работник может всю жизнь быть свободным от налога и получать еще при этом за счет средств бюджета широкий круг социальных пособий.

В целом же не следует  считать жертву властей для таких случаев слишком значительной. На самом деле, освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении прямых налогов, поскольку эти же работники и так уплачивают в бюджет в виде, например, акцизов и налога на добавленную стоимость до 30% и более от суммы их доходов.

Фактически в большинстве  западных стран в настоящее время  принята следующая градация при  налогообложении доходов граждан:

для доходов в пределах минимального прожиточного (вполне достойного) уровня – нулевая ставка обложения;

для «заработанных» трудовых доходов – налоговые ставки в пределах 15 – 20%;

для «заработанных» предпринимательских  доходов – обложение только чистого  дохода по налоговым ставкам в 20-35% (но часто со снижением до нуля для  реинвестируемых прибылей);

для доходов от вложения капиталов (для рантье) – обложение общей (валовой) суммы дохода по ставкам в 25-30%;

для «незаработанных» (даровых) доходов, к которым относятся  дары, наследства, выигрыши по лотереям и т.д. – максимальные налоговые ставки, достигающие 50-75%.1

Наконец, последний запрет касается, в основном, международных  отношений и отражает ту известную  реальность, что в настоящее время  граждане и капиталы широко мигрируют  между странами, и сотни тысяч  и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев (хотя бы в расчете на встречную взаимность).

Таким образом, семь  (включая  первые принципы Смита) основополагающих принципов налогообложения во всех развитых странах мира соблюдаются  уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти – вынужденно или произвольно – отходили от этих принципов и даже прямо нарушали. Так, в США в период рузвельтовского «нового  курса» налоговые ставки достигали невероятно высоких размеров (обсуждался вопрос о введение 100% налога на крупные наследства). В военные периоды в некоторых странах Европы вводились чрезвычайно жесткие налоги в отношении иностранцев, применялись особые формы налогообложения – в виде долгосрочных принудительных займов и т.д. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

Информация о работе Система налогов в Российской Федерации