Понятие системы налогового права и налоговые законы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

1) Понятие системы налогового права и налоговые законы.
2) Основные направления совершенствования системы налогового законодательства и его кодификация.
3) Ответственность налогоплательщиков за невыполнение налоговых обязательств.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 42.44 Кб (Скачать)

     Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного  дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере  той же суммы, а при повторном  нарушении — соответствующей суммы и штрафа производится в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

     Штраф взыскивается за каждое из следующих  нарушений:

    • за отсутствие учета объектов налогообложения, а также за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, — в размере 10% доначисленных сумм налога;
    • за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, — в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

     Пеня  с налогоплательщика взыскивается в случае задержки уплаты налога в  размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

     Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество этих лиц.

     Должностные лица и граждане, виновные в нарушении  налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Такой правовой режим ответственности, установленный на федеральном уровне, не может толковаться расширительно в законодательстве субъектов Федерации о налогообложении.

     К нормам непрямого действия общих  налоговых законов относятся, например, нормы, связанные с бухгалтерским учетом или льготным налогообложением. Общие нормы о льготном налогообложении детализируются многочисленными налоговыми актами Федерации и ее субъектов, что объясняется регулирующей и стимулирующей функцией налоговых льгот.

     Нормы прямого и непрямого действия имеет такой основной специальный  закон в области налогообложения, как Закон РФ «О налоге на прибыль  предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и  дополнениями, внесенными последующими законами Российской Федерации. Особый характер предмета этого закона — правоотношения по уплате налога на прибыль — определяет смысл этого акта: установление в интересах государства и санкционирование государством общеобязательных правил поведения участников налоговых отношений в процессе законного отчуждения части полученного дохода от использования собственности или прав собственности.

     Плательщиками налога на прибыль становятся: предприятия  и организации (в том числе  бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный, текущий, корреспондентский счета.

     Нормами прямого действия Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» являются нормы, регулирующие ставку налога на прибыль или круг юридических лиц, субъектов налогообложения. К нормам непрямого действия этого Закона относится, например, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.

     Постоянные  изменения налогового законодательства, а также формирование нового финансового, гражданского, административного, процессуального законодательства вносят существенные коррективы в систему налоговых правоотношений, возникающих в связи с налогом на прибыль.

     Закон «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» включает нормы, обеспечивающие реализацию нескольких основных функций  налогового механизма, таких как фискальная (правовые нормы о налогообложении прибыли регламентируют реализацию фискальных полномочий государства по обеспечению доходов в бюджет), стимулирующая (исключается, например, из налогооблагаемой базы стоимость средств, направленных на развитие производства, стоимость передаваемых безвозмездно основных средств и нематериальных активов), координирующая (в ст. 7 Закона предусматривается изменение налоговых ставок и состава льгот в зависимости от государственной налогово-бюджетной политики), внешнеэкономическая (ст. 3, 10 и 12 Закона закрепляют специальный режим налогообложения иностранных юридических лиц).

     Несмотря  на определенную урегулированность  вопросов налогообложения прибыли, общие институты и понятия налогообложения вообще и прибыли в частности развиваются и корректируются в соответствии с потребностями экономического и социального развития, оказывая существенное влияние на становление системы налогового законодательства. В этой связи особенно важное значение имеет развитие специального понятийного аппарата в налоговом законодательстве и его отграничение от схожих понятий, используемых другими отраслями права. Этим целям могут служить достижение единообразия и согласованности терминов и понятий в налоговых актах, введение необходимого минимума экономической терминологии, применяемой в налоговом регулировании, согласование объема налоговой регуляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2) Основные направления совершенствования системы налогового законодательства и его кодификация. 

     Действующая налоговая система Российской Федерации  требует серьезного осмысления и проработки правовых основ ее организации и функционирования. Идет интенсивный поиск путей кодификации налогового законодательства и выработки концепции Налогового кодекса РФ. Реализация этих задач сопровождается разными подходами к содержанию проектов и концепций совершенствования налогового законодательства.

     При исследовании условий налогового регулирования  на уровне непосредственных участников налоговых отношений все более  просматривается не столько административно-правовой и финансово-правовой, сколько комплексный характер правового регулирования в области налогообложения, пронизывающий практически большинство отраслей права. Это связано с особенностями современных рыночных отношений, углублением международных хозяйственных контактов, усилением влияния финансовых мер в управлении хозяйством, транснационализацией капитала, расширением прав субъектов Федерации и экономических субъектов, повышением уровня защиты личных имущественных и неимущественных прав человека и гражданина в современном мире.

     Налицо  усложнение налогово-финансовых взаимоотношений  государства и налогоплательщиков, что позволяет говорить о влиянии на налоговые отношения норм различной отраслевой принадлежности.

     Принятая  в праве регламентация налоговых  отношений как исключительно  властных, административно-финансовых проистекает из традиционного разграничения правовых методов и остается доминирующей. Однако административный подход не исчерпывает всех юридических аспектов налогообложения. Нормы таких отраслей права, как гражданское, таможенное, валютное, банковское, предпринимательское, применяются если не прямо, то через регулирование имущественных и расчетных отношений. Поэтому в проектах кодифицированных налоговых актов (и в первую очередь Налогового кодекса) предпринимается попытка заимствовать положения институтов других отраслей права, что не всегда оправданно. По этой же причине, а также из-за неясности статуса регионального налогового законодательства, в законах субъектов Федерации допускаются просчеты и отклонения от федерального налогового режима.

     При построении системы актов налогового законодательства необходимо сосредоточить  усилия на разработке следующих подходов: развитие конституционных основ налогового законодательства; принятие взаимосвязанных между собой и с другими отраслями права Закона об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и Налогового кодекса; совершенствование структуры, понятийного аппарата, финансово-правовых методов регулирования, содержащихся в законах о налоге на прибыль предприятий и организаций, о налоге на добавленную стоимость, о подоходном налоге с физических лиц, о плате за землю и других специальных налоговых законах.

     Реализация  данных подходов с целью совершенствования  федерального законодательства должна строиться с учетом следующих положений.

     Во-первых, разрабатываемые правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, не должны противоречить  действующим нормам других отраслей законодательства (бюджетного, валютного, инвестиционного, банковского, страхового и др.) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

     Во-вторых, принятие новых налоговых актов, изменение и дополнение действующих должно носить характер не постоянных радикальных реформ, а поэтапного развития с учетом экономических потребностей, обеспечения бюджетных и социальных интересов.

     В-третьих, эффективность налогового законодательства определяется не только усилением фискальных и карательных мер, но и разработкой норм, стимулирующих инвестиционную, социальную деятельность, сбалансированность налогово-бюджетных систем разного уровня.

     Для упорядочения процесса принятия органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления налоговых актов, увеличивающих налоговое бремя, необходимо на федеральном уровне осуществить ряд основных мероприятий в области налогового регулирования:

    • ограничить число и виды налогов и общий размер налоговых изъятий;
    • обеспечить меры государственного контроля за налоговой деятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
    • нормами федерального законодательства обеспечить защиту инвестиционных и социальных интересов, ограничение введения дополнительных налогов и повышения ставок налогов и платежей, установленных на федеральном уровне, органами субъектов Федерации и местного самоуправления;
    • принимать налоговые и бюджетные законы субъектов Федерации с учетом норм и условий сбалансированности федеральной налогово-бюджетной системы;
    • разрабатывать налоговые акты органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

     Вышесказанное позволяет сформулировать главное  требование, предъявляемое к Налоговому кодексу Российской Федерации: это должен быть нормативно-правовой акт сводного характера, включающий унифицированные нормы, действующие в тех сферах налоговых отношений, которые требуют единообразного урегулирования. В связи с этим можно сформулировать задачи кодекса:

    • установление правовых основ взаимодействия всех элементов единой налоговой системы;
    • реализация правовых принципов налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов через закрепленные за ними гарантированные налоговые источники;
    • формирование правовой базы налогового регулирования, стимулирующей развитие общества и предпринимательства.

     Такой документ имеет огромное общественно-политическое и социально-экономическое значение. Однако его концепция еще не сформировалась. Правовые основы налогового федерализма, структуру, принципы налогового законодательства, систему налогообложения и гарантии осуществления налогово-бюджетного регулирования в интересах социально-экономического развития государства должен закрепить закон об общих принципах налогообложения и сборов.

     Многие  вопросы формирования концепции  и системы согласованных норм и актов налогового законодательства до сих пор остаются нерешенными и содержат всего лишь отдаленные подходы к решению проблем налоговой кодификации.

     Налоговый кодекс РФ как кодифицированный акт  налогового законодательства призван  установить нормативные предписания  для достижения целей налогового регулирования и контроля в Российской Федерации, урегулировать важнейшие виды налоговых отношений, основанных на властном подчинении, согласовать нормы, касающиеся налоговых имущественных отношений, с нормами других отраслей материального и процессуального законодательства. В нем должны найти отражение унифицированные институты и нормы общего и специального налогового регулирования.

     Решению этих задач в какой-то степени  может способствовать дополнение или укрупнение упомянутого перечня институтов налогового законодательства путем объединения групп налоговых норм в более объемные разделы Налогового кодекса РФ, такие как: порядок реализации общих принципов налогообложения в Российской Федерации, установление, отмена или изменение налогов; права и обязанности налоговых органов Российской Федерации; налоговое управление, планирование и налоговый контроль; налогообложение малого бизнеса, иностранных инвестиций и других специальных режимов предпринимательства; налоговые льготы; финансовые и другие органы, участвующие в налоговом контроле; процедура осуществления налоговых проверок; налоговый процесс; порядок обращения взыскания на имущество налогоплательщика; права и обязанности налогоплательщиков; объекты налогообложения; принципы учета доходов и расходов при налогообложении; доходы от источников в Российской Федерации; доходы от источников за пределами Российской Федерации, валютное регулирование и валютный контроль; налоговые обязательства, их исполнение, сроки, обеспечение исполнения налогового обязательства, инвестиционный налоговый кредит; ответственность за нарушение налогового законодательства; виды налоговых нарушений; обжалование и рассмотрение решений налоговых органов и др.

Информация о работе Понятие системы налогового права и налоговые законы