Понятия налога и его признаки, понятие сбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение понятий налога и сбора.
В соответствии с целью, вытекают следующие задачи, а именно изучение признаков налога.
Объектами контрольной работы являются общественные отношения. Предмет исследования нормативно-правовая база.

Работа содержит 1 файл

Главное.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Введение

     Налог в современном обществе является сложным социальным институтом, имеющим  длительную историю. Он непосредственно  отражает уровень общественного развития в культурной, экономической, политической и иных сферах. В то же время налог оказывает мощное воздействие на состояние политической и экономической системы. Данные обстоятельства позволяют давать налогам различные определения, подчеркивающие соответственно экономические, политические, социальные или иные аспекты, проявляющиеся при осуществлении обязательных взиманий в форме налога.

     Закрепленные  в ст. 8 НК РФ дефиниция термины  «налог» и «сбор» отражают современное  понимание сущности и назначения налога как важнейшего социального института.

     Целью данной контрольной работы является изучение понятий налога и сбора.

     В соответствии с целью, вытекают следующие  задачи, а именно изучение признаков налога.

     Объектами контрольной работы являются общественные отношения.  Предмет исследования нормативно-правовая база. 

 

1. Понятие налога и его признаки

     Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

     Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1.

     Существуют  следующие признаки налога:

     1.Налог устанавливается законно избранными представителями народа.

     Налог устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом). Налог это продукт жизни общества, условие совместной жизни людей, объединенных в государство. Общественная жизнь объективно порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Указанные коллективные потребности, в конечном счете, являются исходной причиной любого налога. Еще Монтескье, говоря о государственных доходах (подразумевая налоги), отмечал, что они представляют собой часть, «которую каждый из подданных дает из своего имущества для того, чтобы обеспечить пользование остальным». «Налог  это обмен,  заявляет Прудон.  Вмешательство государства в деятельность, предоставленную частной инициативе, отвергается наукой и принципом свободы. Но есть услуги, снабжение которыми не могут взять на себя частные лица, их регулирует и вознаграждает общество; они составляют специальность государства и являются объектом налога». Несмотря на то, что после того, как были выдвинуты указанные выше идеи, в правовой науке было разработано большое количество разнообразных и сложных теорий налога, концепция государства как организации, производящей общественные услуги, необходимые обществу, и налога как платы (возмещения) за данные услуги прочно заняла место в современной науке и претворяется в жизнь на практике.

     Понимание государства как организации, существующей для общества и не имеющей других задач, кроме поставленных обществом, определяет необходимость особого порядка взаимодействия общества и государства как относительно обособленной его части) в имущественной сфере. Именно обществу необходимо через свои специально созданные институты представительства точно оценить свои коллективные (общие) потребности, выбрать те из них, которые являются наиболее существенными и подлежат удовлетворению в соответствующий период; затем принять решение о формах, порядке и способах распределения среди своих членов обязанностей по финансированию мероприятий по их (потребностей) удовлетворению, т.е. выразить свое согласие на налог. Значит, налог призван отражать общий (публичный) интерес общества, который может быть обособлен от конкретного индивидуального интереса, индивидуальных потребностей плательщика2.

     2. Налог - ограничение права собственности, заключающееся в законном отчуждении ее части в пользу публичных образований.

     Определение понятий налога и сбора традиционно  основывается на рассмотрении вопроса  об ограничении права собственности. Многочисленная практика Конституционного Суда РФ по рассмотрению дел о соответствии отдельных налоговых законов Конституции РФ связана с противопоставлением публично-правовой обязанности гражданина платить налог его праву частной собственности. Нередко Конституционный Суд РФ вынужден был разрешать вопрос о том, насколько соразмерно и справедливо установленное налогом ограничение права собственности, исходя из положений того или иного налогового законодательного акта.

     3. Налог - это ограничение права собственности, которое социально обусловлено.

     Обязательным  признаком налога является цель его  взимания, а именно его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения  деятельности государства и (или) муниципальных  образований. В то же время, как следует из ст. 18 Конституции РФ, не что иное, как права и свободы граждан, определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа. Ранее отмечалось, что налог является ограничением права собственности граждан и их объединений. В силу ст. 35, 56 Конституции РФ право собственности принадлежит к числу конституционных прав, реализация которого может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, именно рассматриваемый признак налога  социальная обусловленность необходимости его взимания  позволяет говорить о принципиальной возможности установления легитимной системы налогообложения.

     В юридической доктрине нередко специально обращается внимание на нецелевой характер налогового платежа. Данный принцип нашел отражение и в практике Конституционного Суда РФ. Он вытекает также из положений бюджетного законодательства РФ, в частности ст. 29 (принцип единства бюджетной системы РФ), ст. 32 (принцип полноты отражения доходов и расходов) и особенно ст. 35 (принцип общего (совокупного) покрытия расходов) Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Это бесспорно верное принципиальное положение о нецелевом характере налога в полной мере вытекает из признака его социальной обусловленности, поскольку подобный общий. характер цели взимания любого налога (т. е. социальная обусловленность) предопределяет и обезличивание поступающих в виде налога средств в составе государственных и муниципальных бюджетов3.

     4. Налог общеобязателен (императивен).

     Взимание  налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и  императивность налога проявляются  в двух аспектах.

     Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине, например, С.Г. Пепеляев, как и многие другие ученые, справедливо говорит об одностороннем характере установления налога.

     Во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.

     Данный  признак налога не ограничивает автономию воли налогоплательщика на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налоговой обязанности (этот процесс происходит в рамках отношений, регулируемых иными, нежели налоговое, отраслями права: гражданским, трудовым правом и т. д.).

     Налогоплательщик  способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например, с помощью налогового планирования избегать появления отдельных  объектов налогообложения. Однако в момент появления у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность и императивность (п. 2, 3 ст. 44 НК РФ). Налоговая обязанность может быть устранена (полностью или частично) лишь при наличии экономических и социальных факторов, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает предоставление налоговой льготы (ст. 56 НК РФ), либо ее исполнение может быть отсрочено по особым причинам, нередко чрезвычайного характера (гл. 9 НК РФ).

     Из  отмеченного следует, что существование  налога невозможно без четкой его  нормативно-правовой регламентации. Только право, представляющее собой совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением, способно организовать взимание налога, построенное на указанных императивных началах4.

     5. Налог индивидуально безвозмезден (или неэквивалентен).

     Налог является индивидуально безвозмездным  платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

     Сказанное свидетельствует, прежде всего, об индивидуальной безвозмездности налога в юридическом  плане и с очевидностью проявляется  в отсутствии у лица, исполнившего свою налоговую обязанность, права  требовать что-либо взамен у государства. Однако это отнюдь не означает, а, скорее, наоборот, предполагает возмездность налога в социально-экономическом плане, проявляющуюся в неограниченной нередко возможности получения от государства различного рода общественно значимых гарантированных услуг.

     Надо  также учитывать, что рассматриваемый  признак налога обусловлен, а точнее  с неизбежностью вытекает из признака социальной обусловленности налога. Понятно, что в той мере, насколько  могут расходиться в каждом конкретном случае индивидуальный и общественный интересы, в той же мере социальная обусловленность налога может повлечь в определенных случаях частичную или даже полную безвозмездность налога и в указанном «абстрактном» понимании этого термина.

     6. Налог индивидуально безвозвратен.

     Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права  собственности частных лиц и  возникновением публичной собственности  на соответствующее имущество (наличные деньги, имущественные права при  безналичном перечислении суммы  налога. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в демократическом государстве налоги приобретают (в глобальном плане) возвратный характер. Они возвращаются плательщику в виде стоимости потребляемых общественных благ, обеспечиваемых государством. Однако, по нашему мнению, в соответствующих случаях правильнее будет говорить о том, что налоги в социально-экономическом плане становятся не возвратными, а возмездными платежами. Юридическая же безвозвратность налога не может вызывать сомнений, поскольку уплата налога предполагает не временное отвлечение средств плательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств.

     7. Налог  это денежный платеж.

     Налог представляет собой денежный платеж. Это означает, что его (налога) уплата имеет место в рамках юридических  отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений  должны выступать по общему правилу именно денежные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что даже в тех случаях, когда закон предусматривает возможность обращения взыскания на имущество неисправного налогоплательщика, непосредственно исполнение налоговой обязанности производится в денежной форме после реализации имущества, на которое было обращено взыскание (п. 5 ст. 47, п. 8 ст. 48 НК РФ).

Информация о работе Понятия налога и его признаки, понятие сбора